|
@
"Культура" еженедельная газета интеллигенции, №19 (7179),
3-9 июня 1999г. Ирина Алпатова |
|
"Великие
шутят". |
А режиссеры делают нам смешно.
|
Странное дело. Нынешний сезон,
начавшись с денежного обвала, должен бы идти под
грозным лозунгом "Так жить нельзя" и не слишком
грешить оптимизмом. Так нет же - он выдает целую
обойму комедийных спектаклей, где на сцене и в зале
смеются не только сквозь слезы. |
<...> |
По-английски
Шекспир сейчас крайне популярен. Правда, ставят
все больше "Гамлетов", но под занавес сезона пришло
и время комедий. Как обычно, при богатстве выбора
режиссеры фантазией не блещут, в массовом количестве
останавливаясь на одном и том же названии. В Театре
имени Моссовета Марк Вайль предложил публике
знаменитую "Двенадцатую ночь".
Скажем сразу, вот тут со смехом почему-то
напряженно. Действо получилось длинноватое,
масштабное и этим само себя утяжелило.
Впрочем, кто-то из великих сказал об английском
же актере Кине, что смотреть его игру - все равно
что читать Шекспира при блеске молнии. Спектакль и
вышел таким вот "коллективным Кином" - эпизод
сменяет эпизод, накатывая на публику то волну скуки,
то взрыв неумеренного веселья.
А начиналось все довольно забавно. Как водится,
Шекспир нынче ставится в условном антураже: на
актерах вечные театральные тряпки, на сцене -
беседки и выгородки, уместные в любой сказочной
истории (художник М.Рыбасова). Игра задает тон всему
- наивная, почти детская. Группка молодых актеров
имитирует бурный океан, бегая туда-сюда по сцене и
вздымая нежно-голубую ткань-волну. Глядь, а под ней
- то девушка, то юноша, выброшенные на берег. Виола
(Е.Крюкова) и Себастьян (Е.Бероев) - брат и
сестра, удивительно похожие и лицом, и фигурой, и
одеждой. Очнулись, огляделись, тут-то и закрутилось
колесо известной интриги.
Персонажи являются на сцену, как на военный парад,
представляясь и рекомендуясь - кто словом, а кто и
делом. Сначала сдержанно-траурная, а потом
экзальтированно- истеричная Оливия (Т.Догилева).
Лохматый гном сэр Тоби (А.Леньков). "Человек в
футляре" Мальволио (А.Ильин). Смахивающий на полного
дебила сэр Эндрю (В.Бутенко) в шотландской юбочке,
шляпе с пером и с подбитым глазом. Шут- хиппи Фесте
(В.Яременко), человек-оркестр и человек-театр,
готовый с ходу спеть, сплясать и собрать музыкальную
команду "веселых ребят", наигрывающих на бутылках,
трещотках и ведрах. Герцог Орсино (Д.Щербина)
выезжает на допотопном автомобиле с клаксоном и,
упившись, разоблачается до семейных трусов в
цветочек. Обманутый Мальволио воплощается в клоуна -
весь в желтых помпончиках, и тут же заключается в
фургон "особого назначения". Придумок и впрямь много,
жаль только, что они порой абсолютно самодостаточны
и работают не на спектакль. А попытка во что бы то
ни стало "сделать нам смешно" оборачивается порой
своей полной противоположностью.
Финал, впрочем, хорош. Все друг друга нашли,
отношения выяснили, переоделись по половой
принадлежности и на радостях дружно
сфотографировались. А шут еще и песенку спел - ну
чем не идиллия?
<...> |
|