|
@
«Московский
комсомолец», 25 сентября 2001г.
Марина Райкина |
|
"Разбиваются сердца под воздействием винца". |
|
Вторая мхатовская премьера
на Малой сцене со смешным названием «Ю» могла бы возглавить
список претендентов на премию «Лучший спектакль о Москве».
Но поскольку круглая дата столицы миновала, «Ю» имеет шансы быть
отмеченным за другие заслуги. |
Пьеса Ольги Мухиной, режиссер
Евгений Каменькович, художник Александр Боровский. |
Небрежно напетая Гошей Куценко
в начале песенка сообщает: «Жил человек по фамилии Ю». Наверное,
китаец, думает зритель. Ни китайца, ни другого гражданина
с подобной фамилией в спектакле не будет. А будут Степан
Иванович, Елизавета Сергеевна, сестры (Аня и безымянная сестра),
а также Сева, Андрей, Пирогова, Барсуков и две
старушки-веселушки. Вся эта коммуна будет жить-поживать на одном
балконе одной московской квартиры и вести как будто бы ни к чему
не обязывающие разговоры:
— А я в детстве любила смотреть…
— А я в детстве на велосипеде любил кататься. |
Прямо-таки прозаический
вариант стишка Михалкова-старшего: «А у нас в квартире газ.
А у вас? — А у нас водопровод. Вот!». Только в отличие от михалковского
детского шлягера в «Ю» все и легкомысленно, и серьезно. Много
любви, выпивки и стихов на эту тему. |
— Как разбиваются сердца под
воздействием винца, — декламирует Степан Иванович и разливает
всем. Одни пьют с радости, другие — с горя. Одни прыгают
с балкона, но не разбиваются, другие выпивают не то что надо
и попадают в Склиф. Влюбленный летчик стреляет по балкону,
а кто-то стреляет в себя. Почему-то все это — как в вальсе,
а может, как во сне или в метели. Когда люди заблудились в белом
вихре и, как сомнамбулы, выписывают в воздухе кривую траекторию
своего движения. |
Удивительное ощущение
от текста Мухиной: реалистическая абстракция и абстрактный
реализм в каком-то завораживающем ритме. Настолько необычном,
что кажется, будто на балконе не говорят, а поют. Режиссер
Каменькович, уже имевший дело с драматургией Мухиной, нашел
к ней идеальный ключ, открыл ее и показал всем, как можно «сбороть»
актуальную и непростую прозу. Атмосфера «Ю» — как показатель
успешности спектакля — состоит из ритма, контекстуальной,
а не лобовой страсти, предощущений и предчувствий, что всегда
ценнее и тоньше открытых эмоций. А также милых технических
примочек в виде проектируемых настенных надписей: «Все ждут
Героя», «Он пришел» и в финале просто «Занавес». |
В «Ю» есть актерский ансамбль,
в котором работа каждого, от главной до маленькой, самоценна.
Можно поздравить разновозрастных дебютантов на мхатовской
сцене — Владимира Краснова, влившегося в труппу из саратовской
драмы, и Егора Бероева, получившего свою первую большую
роль. Это он — Герой, которого все ждали в пьесе,
и не исключено, что им он окажется и в списке восходящих звезд.
Замечательные работы у Евгении Добровольской (сестра), Ольги
Барнет, Максима Виторгана (муж сестры), Александра Мохова
(Андрей), Станислава Любшина (Барсуков), студентов Николая
Исакова и Дарьи Мороз. Даже эпизодически возникающие ремарки
в черном — парочка старушек-веселушек (Нина Килимник и Елена
Лемешко) — совсем не проходные. |
Похоже, что после этого
чудного «Ю» москвичи с облегчением вздохнут: слава Богу, столица
наводнена не одними бомжами, наркоманами и проститутками
с новыми русскими, а нормальными людьми с их нормальной жизнью,
которая может быть куда интереснее жизни социального дна. |
|