|
@
С сайта "Московская афиша". Елена Ямпольская |
|
"Онли
Ты..."
Оля Мухина, «Ю». МХАТ им.
Чехова. Постановка Евгения Каменьковича, сценография Александра
Боровского |
|
О МХАТе в ближайшие дни
придется писать до неприличия много. Это не PR-компания, а
вынужденная необходимость: здесь гонят премьеры одну за другой.
Только утихли журналистские страсти по «Кабале святош», как на
Новой (в просторечии -малой) сцене попытались совокупить
мимолетную и воздушную современную пьесу с вечной и косной
драматической традицией. Событие не крупное, так сказать,
разминочное, но уже к концу текущей недели в Камергерском
ожидается очередной зрительский бум: Темур Чхеидзе выпускает «Антигону»,
которую ставил неоднократно -и в Тбилиси, и в БДТ, причем на
роль царя Креона приглашен известный грузинский актер, худрук
Театра имени Марджанишвили Отар Мегвинетухуцеси. Батоно Отар
любезно согласился дать интервью «Новым Известиям», и оно увидит
свет в одном из ближайших номеров, за несколько дней до того,
как первые везунчики заполнят специально выстроенный на
мхатовской сцене амфитеатр. |
Теперь про «Ю». Как
сочинительница пьесы упорно именует себя не Ольгой, а Олей, так
и саму вещицу, вышедшую из-под ее пера, отличает милое
отсутствие претензий. Мухина пребывает в добрых отношениях с
художественным словом, от ее текста получаешь удовольствие -и
эстетическое, и эмоциональное; у нее тонкий мягкий юмор, и слова
идут от души, и за каждой удачной репликой встает лицо автора
-качество, которое часть российских драматургов теряет с годами,
большинство же обделено им с момента рождения. |
«Ю» собственно и есть набор
текстов, ясных и загадочных одновременно. Немножко похоже на
Чехова. «Этот странный бульвар делает меня пьяной», «если бы она
была жива, она бы в гробу перевернулась», «в этом городе даже
звезды ко мне охладели», «хорошо бы, если бы Москва в Воронеже
была»... |
Любовь к Москве и любовь в
Москве -
вот две главные линии,
пересекающиеся в точке «Ю». Конкретность пространства
компенсируется туманностью эпохи: с одной стороны, в Москве уже
совсем нет трамваев; с другой, пожилая героиня помнит, как по
Арбату конка ходила, а на Соколе ежевика росла; с третьей,
ревнивец красноречиво раскидывает перед соперником карту СССР
-мол, катись куда глаза глядят; с четвертой, все треплются о
войне, собираются на войну, гадают, докатится ли война до
Москвы. Как принято говорить, «в свете последних событий»
возникает ощущение, что мхатовская постановка «Ю» чуть-чуть
опередила время. Может, на недели. А, может, на дни... |
Москвой в этом спектакле
больны все, однако особенно беззаветную и безответную страсть
питает к российскому Вавилону неприкаянный Андрей (Александр
Мохов, «Табакерка»), сорокалетний приезжий мечтатель в трениках.
Андрей заикается, будто удерживает слова, прежде чем выпустить
их наружу, у него пушистые русые усы, печальные, на мокром месте
глаза, суицидальное или, как минимум, чемоданное настроение, и
когда он сулит проклятому городу: «Я изъезжу тебя вдоль и
поперек!», это звучит с нескрываемым эротическим подтекстом.
Ближе к финалу Андрей выпьет какой-то химикат, не отравится, но
обожжет связки, и до конца уже будет лишь тоненько сипеть. Но в
это смешное, неуклюжее, застенчиво мужественное существо
оказывается влюблена самая эффектная девка -Аня. Вообще же девиц
на сцене три: белокурая дурочка Наташа Пирогова -платье в
горошек, сияющая улыбка, все на веру (Дарья Мороз), упомянутая
уже Аня -гибкая, темпераментная, хорошенькая (Луиза Хуснутдинова,
«Табакерка»), и старшая анина сестра, вступившая в колдовскую
пору между молодостью и зрелостью, с узким прищуром и лукавой
улыбкой, любительница коньяка и молоденьких мальчиков: «У них
другие глаза, тела другие. У них все для тебя, им ничего не
жаль. Им нечего вспоминать». Эта роль неожиданно досталась и
вдвойне неожиданно блестяще удалась Евгении Добровольской. |
Действие разворачивается на
балконе. Этаж не уточняется, но, очевидно, высоко. На протяжении
всей истории чья-нибудь нога обязательно закинута на перила,
только один хочет с этого балкона упасть, другой -взлететь, а
третья -просто ускорить таким образом знакомство с встревоженным
молодым человеком. Истории же в сущности никакой и нет, есть
извечная геометрия любви -треугольник на треугольнике. Персонажи
орут друг на друга, нежничают, грозят пистолетом, предпринимают
попытки самоубийства, летают, танцуют, бегут от любимых и от
самих себя. Воспоминания о былой любви, предчувствие грядущей и
муки настоящей. Все это сопровождается оглушительной стрельбой:
сумасшедший летчик, влюбленный в Пирогову, закладывает над
балконом дикие виражи и палит из ружья от ревности. |
Старшему поколению в «Ю»
занять себя толком нечем: отец двух сексапильных сестричек
постоянно слушает радио, мать поливает безнадежно засохший
фикус, а их сосед страдает прогрессирующим склерозом и
рефлективной стойкой на девочек. Персонаж из тех, про кого
анекдот: «Хотите, чтобы секс стал незабываемым? Примите таблетку
для улучшения памяти». |
Соседа играет белобородый
Станислав Любшин, и он, вместе с Моховым и Добровольской,
вытягивает заложенную в пьесе странность. Остальные актеры, по
мхатовской привычке, берут текст плотно, всей ладонью, а его
надо поглаживать и щекотать... |
Чуть ли не каждая сцена
обозначается светящимися буквами на серой стенке. «Герой
приехал», «звезда упала», «танцы до добра не доводят»,
«унесенные ветром»... -сменяются кадры в проекторе. Вместо
занавеса тоже будут семь букв, вырезанных из одного луча.
Доаристотелевкий мир -есть идеал, есть его земное отражение, а
материи пока нет. Жизнь прозрачна и призрачна, бесплотна и
бесплодна. |
Ну а что же такое «ю»? |
Во-первых, ТЫ. А ТЫ -это весь
мир за исключением Я и ОНИ. ТЫ -
лучшее, самое точное имя для
любимого человека. Про «ю» поют из динамиков Элвис Пресли и Гоша
Куценко. |
А еще «ю» -первая гласная
буква в слове «любовь». Пусть безударная, но первая, и именно
ради нее приходится по-поцелуйному складывать губы... |
|