|
@
"Известия", 24
апреля 2002г. Алексей
Филиппов |
|
"Мальчики направо, девочки
налево". |
|
Во
МХАТе имени Чехова вышел интерактивный спектакль |
|
Перед началом
новой мхатовской премьеры, спектакля по пьесе
Милорада Павича "Вечность и еще один день", зрителям
раздают квиточки. Надо бросить их в правый или левый
ящичек: в зависимости от исхода голосования вам
покажут мужскую или женскую версии "Вечности...". В
прошлый раз шла мужская; затем электорат решил иначе
- и корреспондент "Известий" посмотрел женскую.
Спектакль в результате оказался другим: в мужской
версии героиня погибает, в женской все заканчивается
счастливо. |
Милорад Павич
написал интерактивную пьесу, где зритель может
выбрать одну сюжетную линию из нескольких возможных.
Согласившись на ее постановку во МХАТе, Олег Табаков
сильно рискнул - такого на отечественной сцене еще
не было. А режиссер Владимир Петров, до недавнего
времени руководивший Омским драмтеатром, вообще шел
ва-банк: ему, оставшемуся без постоянного места
работы, надо было заявить о себе в Москве. |
Но пьеса Павича
легкого успеха не сулила. Она нетеатральна:
авторский текст чересчур абстрактен и, как правило,
не дает актеру возможности зацепиться за слово и
выстроить поверх него свой мир. Сцена у древнего
хазарского храма, сцены в сербском городке ХVII века
и Вене начала ХХ, наши дни - все это замешано на
крепкой мифопоэтической закваске, все написано
причудливым, внебытовым, стилистически безупречным и
странным в театральной пьесе языком. Да и о сути
ситуаций "Вечности..." зрителю приходится гадать:
хазарский жрец загадывает загадки ученику; сербская
матрона собирается просватать дочь, граф (тоже
сербский) озабочен тем, что к его сыну по ночам
приходит ведьма и сосет у него из груди мужское
молоко (ведьмой окажется графская жена). |
Граф (Сергей
Колесников) слепит из глины фигурку и вдохнет в нее
душу: очеловечившись, гомункулус перевоплотится в
юношу по имени Петкутин (Егор Бероев);
Петкутин станет женихом, невеста (Дарья Мороз)
погибнет, но затем воскреснет - уже в облике
современной девушки... Во время действия сюжетные
обстоятельства мелькают так же, как и при
перечислении. Догадаться, что хотели сказать Милорад
Павич и Московский художественный театр, сложно.
Одна картинка сменяет другую, а мысль не
развивается, и монологи героев кажутся пустыми. |
Зато эти картинки
красивы. Владимир Петров умеет создавать большую
театральную форму, он мастер броских, эффектных
спектаклей - среди московских режиссеров и критиков
они сейчас не в моде, но публика такие вещи любит.
Публика радуется, когда ей показывают красиво
поставленный сабельный бой, сербские свадебные танцы
и выходящих из могил мертвецов: сегодняшний
драматический театр перестал быть зрелищем, и это не
радует никого, кроме цеховой тусовки. На исходе
первого часа действия зал вежливо хлопает, когда ему
делают красиво, оживает, а во время триумфа женской
версии и сопровождающего ее хэппи-энда начинает
ликовать. |
Предпоследняя
сцена (в мужской версии ее нет) наиболее удачна
актерски: Виктор Гвоздицкий, уже исполнивший роли
хазарского жреца и православного священника,
оказывается в ней продавцом гобоев, флейт и
магических куриных яиц. Другие исполнители играют
абстрактно: трудно представить, что за человек
сербский граф и какой характер у невестиных матери и
тетки. Прочие персонажи остаются мифопоэтическими
отвлеченностями, а Гвоздицкий обжил свои маленькие
работы и наполнил их собой. Надменный хазарский
жрец, священник-энтузиаст еще не изобретенной генной
инженерии, бедный, словно церковная мышь, и важный,
как Будда, музыкальный торговец, он замечательно
достоверен во всех трех ипостасях. Гвоздицкий
вытягивает спектакль, но у долгих зрительских
аплодисментов есть и иной секрет. |
Тем, кто
проголосовал за женскую версию, "Вечность и еще один
день" кажется красивой сказкой - а сказка не обязана
быть понятной и связной. Зритель получает свою
порцию радости и идет в гардероб довольным. На вкус
же критика спектакль вышел чересчур невнятным и
достаточно пустым. Мхатовский Павич оказался чем-то
средним между этнографическим действом и живыми
картинами в стиле фэнтези. Но на реперетураной
судьбе спектакля это скажется самым положительным
образом. |
|