|
"Клюквенный сок". |
Леонид Андреев, «Тот, кто
получает пощечины». МХАТ им. Чехова. Режиссер -Райя-Синикка
Рантала (Финляндия) |
Мхатовцы сыграли три премьерных спектакля подряд.
Третий показ «Пощечин» объявили юбилейным бенефисом
Виктора Гвоздицкого, которому за несколько месяцев
до премьеры стукнул полтинник. В день рождения
трудно говорить вещи нелицеприятные, так что
«Пощечины» следовало бы, если не похвалить (а это
выше сил человеческих), то хотя бы обойти молчанием.
Но, с другой стороны, что толку безмолвствовать,
если сезон 2002/03 катится к чертовой бабушке в
самое настоящее болото, и МХАТ пока расположен
катиться вместе с остальными, за компанию?.. |
Единственное, что может искренне порадовать, -это
непрерывно растущее благосостояние очагов нашей
сценической культуры. Театры уже в состоянии
позволить себе лишний спектакль, и не один. Сшить
костюмы, изваять декорации, заплатить постановщику
просто ради пополнения текущего репертуара. Событий
все меньше, заполняемость в процентах все выше.
«Можно я пойду... туда-сюда, культурный
мероприятие...», -как говорил Фрунзик Мкртчян в
бессмертном фильме «Мимино». Вот и чеховский МХАТ
разродился еще одним культурным мероприятием. Пока
сидишь, смотришь -все нормально. Ну, время от
времени придушишь зевок кулаком. А как настанет
момент выходить на холодную улицу, оторопь берет: о
чем это было, для чего, с какой целью люди
затевались, мозги ломали, деньги тратили?.. |
Во
МХАТе уже был спектакль про цирк -«Смертельный
номер», правда, принадлежавший «Табакерке». Малая
сцена, хитроумный помост, феерия света -Владимир
Машков и Александр Боровский учились тогда новому
театральному языку. Милая тетенька из заснеженной
Финляндии поставила перед Боровским-младшим
абсолютно иные задачи. На сей раз цирковое закулисье
воссоздано добротно, рачительно, по-хозяйски.
Реализм на грани натурализма. Кажется, будто в зале
зверем пахнет. Никакой не балаганчик, никакое не
шапито. Солидное, крепко сбитое сооружение; такой же
солидный, высоким воротничком сдавленный директор
(Валерий Хлевинский); жена у директора
-довольно-таки вульгарная особа, укротительница
тигров... Бегают физкультурники в трениках с
лампасами, девочки выстраивают гимнастические
пирамиды, торчит без движения цирковой велосипед
-одно колесо гигантское, другое ма-а-аленькое... И
вот приходит в это царство потного труда человек с
улицы и без особых проблем нанимается клоуном. Тем,
Кто Получает Пощечины. Короткая кличка -Тот. |
Тота играет Виктор Гвоздицкий. Играет хорошо, но
непонятно -что именно. Если существует в Москве
актер, напрочь лишенный комического начала, это как
раз Гвоздицкий собственной многоуважаемой персоной.
Скажем, Станиславу Любшину, графу Манчини,
достаточно тряхнуть белыми локонами и попросить
взаймы, не теряя великосветского достоинства, -зал
уже весело хохочет. Старый клоун Джексон, Владимир
Кашпур, повернется к публике тощим задом, где вышито
дурацкое желтое солнце, и готово дело. А
ТотГвоздицкий, Пьеро и Квазимода в одном флаконе,
изо всех сил старается, кривляется, с риском для
всех членов балансирует на деревянных перилах,
беспрестанно получает свои пощечины, но на сцене
МХАТа это совсем не смешно, и мы вынуждены почему-то
принимать на веру, будто оплеухи имеют
необыкновенный комический эффект на цирковой арене.
Веры, честно говоря, мало. Ни один нормальный
директор цирка Гвоздицкого с его больными, скорбными
глазами в труппу не возьмет. На первом представлении
такого вот Тота в клочки порвут, а ко второму касса
рухнет и деньги кончатся... |
Если же правдоподобие не имеет значения, то как
прикажете толковать всю андреевскую историю -с
переплетением множественных любовей и тройным
смертоубийством в финале? Как безответственную
фантазию символиста? Пошла под пресс очередная
порция развесистой клюквы? |
Девочка, находящаяся в центре романтических
страстей, наездница Консуэлла, написана Леонидом
Андреевым фальшиво. Бездарно, извините, написана.
Претендует на символ чистоты, но от того, что
прикидывается дурочкой, выглядит суперразвращенной
даже в порочном шутовском мире. Консуэллу в очередь
играют две студентки Школы-студии МХАТ -Дарья Мороз,
более гибкая, и Екатерина Соломатина, более
миловидная. Кавалеров у наездницы трое: местный
жокей (Егор Бероев, Олег Мазуров), барон
Реньяр, которого почему-то все время честят пауком,
хотя Вячеслав Жолобов, по обыкновению скромный и
тихий, на паука совершенно не похож, ну и, наконец,
Тот. Тот, кто ушел из мира не в монастырь, но в
цирк, потерял прежнее имя и вроде бы всегда готов,
получив по левой, подставить правую. Однако, если
вычесть из спектакля многозначительные переливания
из пустого в порожнее, когда мхатовские мухи на лету
дохнут, остаток получается следующий: не желая,
чтобы Консуэлла выходила за барона, смиренник Тот
взял да и отравил ее. И сам заодно отравился. Для
чего, зачем, почему? Чистый бред. Разве только по
той причине, что в тихом омуте черти водятся... |
Театр сегодня -единственное место на территории
нашего отечества, где катастрофа человеческого
небытия избежала инфляции. Мы привыкли к статистике
реальных смертей, но до сих пор содрогаемся, когда
на сцене конкретный герой отдает Богу конкретную
душу. Это бесценное качество. В интересах театра,
чтобы мы сохранили его как можно дольше. А потому
давленой клюквой злоупотреблять не стоит. |
|