|
@
«Вечерний
клуб», 05 ноября 2002г.
Мария Львова |
|
"Неприятности
в цирке". |
Прочие московские театры только-только
втягиваются после отпуска в напряженный рабочий ритм,
а МХАТ уже выпустил третью по счету премьеру. Да не просто
так, а к юбилею — замечательного Виктора Гвоздицкого,
одного из самых необыкновенных и несовременных
актеров Москвы. Вообще, пятидесятилетия сценических
деятелей празднуются нечасто, обычно — начиная с шестого
десятка, но это отмечалось со всей пышностью и сердечностью,
на которую только способны театральные люди. |
К
сожалению, чествованию на мхатовской сцене
предшествовал спектакль — мало соответствующий этой
прославленной сцене и празднично настроенной публике,
да и таланту юбиляра. |
В
письме к приятельнице Леонид Андреев пишет о своем
новом жилище в Финляндии: «тот дом, в котором я начну
новую — трагическую жизнь, в одиночестве, в труде,
в созерцании великого и таинственного…» Подобным
пафосом и красивостями полны и пьесы Андреева. Чехов
про него говорил (по свидетельству Бунина): «Прочитаю
страницу Андреева — надо после того два часа гулять
на свежем воздухе». |
После мхатовского спектакля по андреевской пьесе
неплохо бы отправиться на большую загородную
прогулку, так он тягостно длинен и безжизненно вял. |
Дело между тем происходит в цирке: тут и длинноволосая
женщина-укротительница, и брутальный
жокей, и вечно пьяненькие клоуны, и красотка-наездница
со своим аристократическим отцом — репетируют
акробатические трюки, выясняют отношения,
философствуют… Укротительница, например, страдает
оттого, что подшефные львы и тигры, также как и жокей
Альфред (первый красавец сегодняшней мхатовской
труппы Егор Бероев) ее не любят. Дебютантка
Кристина Бабушкина, играя тоску, лихо хлопает бичом,
(попадая, правда, время от времени по собственным
мягким местам). |
В
более или менее устоявшемся цирковом мирке
появляется господин из высшего света, умерший для
прежней жизни. Он является в цирк, чтобы стать
клоуном и сочиняет себе образ — «Того, кто получает
пощечины». Этого-то благородного клоуна
с мазохистскими наклонностями и играет юбиляр,
Виктор Гвоздицкий. Играет так, как только он умеет.
Со всей своей неповторимой ломкостью, гротесковостью
и изысканностью, с неожиданной теплотой и остроумием. |
Очень хотелось бы в статье, посвященной юбилейному
спектаклю, юбиляра превознести и искренне им восхититься.
Но говорливая многозначительность, нередко ложная,
предпосланных герою автором текстов, заставляет
артиста ударяться в старомодный романтизм,
вытаскивать на свет знакомые и поднадоевшие жесты и позы,
фирменные обрывающиеся интонации. А для бенефиса это
как-то маловато, да и обидно. |
Примерно то же самое можно сказать и про других
народных мхатовцев, занятых в спектакле. Владимир
Кашпур в роли старого клоуна с огромным солнцем на заду,
Станислав Любшин — нищий граф, торгующий своей
дочерью — оба они узнаваемы, привычны и не более.
Кстати, на цирковых артистов в этой многонаселенной
труппе тянут далеко не все. Пожалуй, только сам
Гвоздицкий мог бы быть настоящим трагическим клоуном,
а остальные кажутся дилетантами со своими
неаккуратными сальто и мало эффектными выходами.
Великолепный велосипед — старый цирковой велосипед
с огромным передним колесом и малюсеньким задним —
так и остается декоративной деталью, недвижным
бутафорским предметом. |
И
главное — постоянно непроизвольно ищешь рукой пульт
дистанционного управления с заветной кнопочкой
быстрой перемотки — вот бы все они забегали, вот бы засуетились!
Тогда, возможно, трагические события в конце, с бокалом
яда для главных героев не показались бы зрителям
столь долгожданными и избавительными. |
|