Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ «Вечерний клуб», 05 ноября 2002г. Мария Львова

"Неприятности в цирке".

Прочие московские театры только-только втягиваются после отпуска в напряженный рабочий ритм, а МХАТ уже выпустил третью по счету премьеру. Да не просто так, а к юбилею — замечательного Виктора Гвоздицкого, одного из самых необыкновенных и несовременных актеров Москвы. Вообще, пятидесятилетия сценических деятелей празднуются нечасто, обычно — начиная с шестого десятка, но это отмечалось со всей пышностью и сердечностью, на которую только способны театральные люди.

     К сожалению, чествованию на мхатовской сцене предшествовал спектакль — мало соответствующий этой прославленной сцене и празднично настроенной публике, да и таланту юбиляра.
     В письме к приятельнице Леонид Андреев пишет о своем новом жилище в Финляндии: «тот дом, в котором я начну новую — трагическую жизнь, в одиночестве, в труде, в созерцании великого и таинственного…» Подобным пафосом и красивостями полны и пьесы Андреева. Чехов про него говорил (по свидетельству Бунина): «Прочитаю страницу Андреева — надо после того два часа гулять на свежем воздухе».
     После мхатовского спектакля по андреевской пьесе неплохо бы отправиться на большую загородную прогулку, так он тягостно длинен и безжизненно вял.
     Дело между тем происходит в цирке: тут и длинноволосая женщина-укротительница, и брутальный жокей, и вечно пьяненькие клоуны, и красотка-наездница со своим аристократическим отцом — репетируют акробатические трюки, выясняют отношения, философствуют… Укротительница, например, страдает оттого, что подшефные львы и тигры, также как и жокей Альфред (первый красавец сегодняшней мхатовской труппы Егор Бероев) ее не любят. Дебютантка Кристина Бабушкина, играя тоску, лихо хлопает бичом, (попадая, правда, время от времени по собственным мягким местам).
     В более или менее устоявшемся цирковом мирке появляется господин из высшего света, умерший для прежней жизни. Он является в цирк, чтобы стать клоуном и сочиняет себе образ — «Того, кто получает пощечины». Этого-то благородного клоуна с мазохистскими наклонностями и играет юбиляр, Виктор Гвоздицкий. Играет так, как только он умеет. Со всей своей неповторимой ломкостью, гротесковостью и изысканностью, с неожиданной теплотой и остроумием.
     Очень хотелось бы в статье, посвященной юбилейному спектаклю, юбиляра превознести и искренне им восхититься. Но говорливая многозначительность, нередко ложная, предпосланных герою автором текстов, заставляет артиста ударяться в старомодный романтизм, вытаскивать на свет знакомые и поднадоевшие жесты и позы, фирменные обрывающиеся интонации. А для бенефиса это как-то маловато, да и обидно.
     Примерно то же самое можно сказать и про других народных мхатовцев, занятых в спектакле. Владимир Кашпур в роли старого клоуна с огромным солнцем на заду, Станислав Любшин — нищий граф, торгующий своей дочерью — оба они узнаваемы, привычны и не более. Кстати, на цирковых артистов в этой многонаселенной труппе тянут далеко не все. Пожалуй, только сам Гвоздицкий мог бы быть настоящим трагическим клоуном, а остальные кажутся дилетантами со своими неаккуратными сальто и мало эффектными выходами. Великолепный велосипед — старый цирковой велосипед с огромным передним колесом и малюсеньким задним — так и остается декоративной деталью, недвижным бутафорским предметом.

     И главное — постоянно непроизвольно ищешь рукой пульт дистанционного управления с заветной кнопочкой быстрой перемотки — вот бы все они забегали, вот бы засуетились! Тогда, возможно, трагические события в конце, с бокалом яда для главных героев не показались бы зрителям столь долгожданными и избавительными.
Вверх
Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



Сайт создан в системе uCoz