|
@
С сайта "Московская
афиша".
Роман
Должанский |
|
"Премьера
"Священного огня" |
На Большой сцене
МХАТ имени Чехова поставили "Священный огонь",
никогда раньше не шедшую на русской сцене пьесу
английского классика Сомерсета Моэма. Режиссер
Светлана Врагова вполне вписалась в рациональную
творческую программу Олега Табакова: театр показал
крепкую кассовую продукцию, которая не разочарует
зрителя.
Поскольку пьеса переведена и поставлена впервые и
название ее ничего не говорит даже завзятым
театралам, сюжета драмы заранее не знает никто.
Постановка Светланы Враговой и опирается прежде
всего на фабулу пьесы, а там есть на что опереться.
Сомерсет Моэм никогда не был снобом по отношению к
публике, поэтому законами жанра, диалога и
композиции не пренебрегал. В спектакле "Священный
огонь" целых два жанра, свой для каждого действия.
Первый мхатовский час окрашен в тона комнатной
психологической драмы. По дому своей матери ездит в
инвалидной коляске бывший военный летчик, молодой
еще человек, попавший в авиакатастрофу и обреченный
на смерть. За ним присматривают врач и тайно
влюбленная в несчастного сиделка, при этом красавица
жена калеки всерьез увлечена его красавцем братом.
Благообразный поклонник матери дополняет идеальный
для развития любого конфликта набор персонажей. |
Ночью молодой
герой умирает, и после антракта зрителю предложен
настоящий детектив. Невзрачная поначалу сиделка
превращается в следователя и пытается выяснить, кто
же именно дал покойному смертельную дозу снотворного.
Ситуация развивается в духе знаменитого "Опасного
поворота": под подозрение может попасть каждый.
Напряжение не спадает, правда оказывается
непредсказуемой, и раскрыть ее означало бы оказать
спектаклю смертоносную услугу. Которой "Священный
огонь" не заслуживает: он заделан добротно и не
претендует ни на что большее, чем он есть на самом
деле. Конечно, все не так уж незатейливо. И Моэм
вживил в пьесу рефлексии по поводу потерянного
военного поколения и всяческие рассуждения на темы
жизни-смерти. И Светлана Врагова не прочь намекнуть
на разные философские проблемы. А с помощью
художника Валерия Левенталя пару раз уводит камерную
историю в какие-то оперные кущи. Первый раз – когда
герой погибает, второй – когда спектакль кончается:
комнаты вдруг оборачиваются каменистыми скалами, а
на фоне размытого писаного задника возникает
несчастный покойник и идет навстречу своей матери. |
Но кроме этих
резких сполохов "Священный огонь" ровно горит в
камине традиционной, смирной театральности. Здесь
важны стильность универсального павильона в духе
ар-нуво, правильный подбор актерских фактур и
темпераментов, как и не видная зрительскому глазу
непростая работа над ролями. Важно также, что
сделана реальная попытка опереться на силы
собственно мхатовской труппы и обойтись на Большой
сцене минимальным количеством рекрутов-спасателей из
"Табакерки". Единственный guest star оттуда, Сергей
Безруков в роли бывшего летчика, манкость премьерной
растяжки над Камергерским переулком, конечно,
усиливает, но по качеству работы пока проигрывает
едва ли не всем законным мхатовцам: играет как будто
с налета, небрежно, на одной ноте. На другом
актерском "полюсе" – Ольга Барнет (мать) и Евгения
Добровольская в выигрышной роли сиделки. Так или
иначе, но во мхатовском репертуаре появилась
надежная, стабильно работающая единица. |
Она могла бы
достойно "подпереть" другие спектакли,
спектакли-события. Собирание новой, табаковской
афиши главной мхатовской сцены – сюжет едва ли не
более любопытный, чем обсуждение достоинств и
недостатков каждой из постановок чеховского МХАТа
нынешнего сезона. Но именно в этом смысле "Священный
огонь" пока что попадает в неблагоприятный для него
контекст. После пышной, но несобранной "Кабалы
святош", после программно снотворной "Антигоны" Ануя
и реанимированной ефремовской "Чайки" (удачно
возвращенной к жизни, но все же в статусе
мемориального спектакля) всякая новая премьера
Художественного театра автоматически нагружается
невольной дополнительной ответственностью. Так вот,
расплачиваться по чужим счетам "Священный огонь",
конечно, не в состоянии. Однако по собственным
векселям отвечает без минуса. |
|