У режиссера Светланы Враговой
есть стиль. Соображение, которое звучало бы
банальностью, обладай собственным стилем хотя бы
дюжина московских режиссеров. У Враговой есть свой
театр "Модернъ" и свой собственный стиль, который не
приелся публике, потому что в театре Враговой идут
только пять ее спектаклей. Кого-то другого за это
давно бы съели. Врагову же оставили в живых, потому
что каждый ее спектакль - например, "Катерина
Ивановна" или "Счастливое событие" - неизменно
становился событием. А еще потому, что Врагова
красивая и обаятельная женщина, рядом с которой
чувствуешь себя фефелой - как чеховская Маша рядом с
Аркадиной.
В этом сезоне Врагова помимо "Петли" Рустама
Ибрагимбекова, которую она выпустила после попытки
автора пьесы сделать это самостоятельно, была
приглашена для постановки на сцене самого МХАТа. И
не с кем-нибудь, а со звездами: в "Священном огне"
заняты Евгения Добровольская и Станислав Любшин,
народная артистка Ольга Барнет и дивной красоты
новичок Егор Бероев, пришедшие во МХАТ в этом
сезоне Андрей Ильин и Екатерина Семенова. В центре
звездной композиции - бывший летчик, пострадавший
при испытании новой машины и уже много лет
прикованный к инвалидной коляске; его играет Сергей
Безруков. Играет неплохо - ровно посередине между
тем, как отлично еще несколько лет назад он играл в
"Табакерке", и "плохо", которое он демонстрирует в
антрепризах. Врагова добавила этому образу
мужественного страдальца настоящего героизма: его
роль начинается текстом Экзюпери и обрамлена
титанической вагнеровской музыкой. К концу первого
действия летчик умирает, и во втором действии живые
выясняют причину его смерти. Так вот у Враговой
умирает не просто летчик, а герой с большой буквы.
Но не думаю, что Олег Табаков, приглашая Врагову на
свою сцену, руководствовался ее интерпретаторскими
соображениями. После премьеры его мотивы стали
совершенно прозрачными: стиль Враговой - ее
живописные мизансцены, ее танцы, свечи, колокольные
звоны, экстатические позы актрис, их воздетые
изломанные руки, таинственность и мистика,
заполняющие паузы, - все это истинно враговское
колдовство, даже будучи приглушенным (чужая сцена,
чужие актеры), оказалось стопроцентно уместным
именно в шехтелевском ар нуво. |