|
@
"Вечерняя Москва",
10 января 2001г. Ольга Фукс |
|
"Чувства и
чувствительность". |
Л.
Украинка. «Лесная песня». Реж. Р. Козак. МХАТ им.
Чехова |
Чеховский МХАТ
показал первую премьеру табаковского периода («Сирано
де Бержерак», начатый Олегом Ефремовым, доделанный
при Олеге Табакове, был мостиком между периодами). В
первый месяц тысячелетия театр, который сегодня
обречен на повышенное внимание, выпустит сразу три
премьеры. Стартовали «Лесной песней» Леси Украинки в
постановке Романа Козака. Романтическая драма-сказка
одного из главных украинских классиков оставила
ощущение свежести. Свежие формы, свежие силы (только
что влившийся в труппу курс Школы-студии МХАТа),
свежее мастерство, еще почти не отделимое от робости
и неуверенности, еще не обросшее матерым
профессионализмом. Новый худрук, тихонько
примостившийся в заднем ряду, смотрел на
происходящее без улыбки, но и без уныния. |
Лесе Украинке «Лесная
песня» доставила максимум страхов, страданий (самых
натуральных — физических), вдохновения и радости.
Поэтесса боялась насмешек над «старомодной
романтикой» самого любимого своего произведения.
Боялась, что, попав на сцену, «Песня» из мечты
превратится в бутафорию. А после писала сестре, что
«Песню», кажется, признали ее шедевром. |
Сказка густо
населена русалками, водяными, мавками, перелесниками
и куцами (что-то вроде лесных фей и духов), что
давало поверхностный повод усмотреть в «Лесной песне»
влияние Гоголя (тоже украинца и тоже по молодости
любителя всякой потусторонней нечисти). Хотя, если
что сказка и напоминает по тональности, так это «Снегурочку»
Островского. Лесная дикарка-мавка (Виктория Исакова)
полюбила земного парня Лукаша (Андрей Финягин), а
вместе с любовью обрела душу. Лукаш же смалодушничал,
променял свою мавку на земную вдовушку, да не
пережил подмены. Бессмертная мавка, погибнув,
проросла вербой, а безутешный Лукаш умер у ее корней. |
Сто лет назад
Художественный театр сделал подлинность и натурализм
главным принципом оформления спектаклей. Сегодня —
если судить по «Сирано» и «Лесной песне» — декорация
здесь становится поэтической метафорой,
самодостаточным знаком. Роман Козак (не только
постановщик, но и автор сценографии) превратил божье
творение — лес — в богемный уголок художников и
музыкантов: человек творящий подобен Творцу. Старый
дуб у него обернулся контрабасом, поваленное бревно
стало флейтой, домик Лукаша — задником пианино,
заросли тростника и камыша — кистями и микрофонами,
а лесное озеро — перевернутым барабаном. Хотя вода в
озере самая настоящая, зрители первого ряда уйдут
основательно обрызганными. Ибо плеска, блеска,
хохота, объятий, пряток, чувственности и раскованной
весенней энергии в «Лесной песне» предостаточно. Не
говоря уже о самих песнях, ибо украинский колорит
без «писенек» невозможен. Оригинальные композиции
Владимира Назарова позволяют актерам немножко
спародировать нашу эстраду от Софии Ротару до «Блестящих»,
определить жанр спектакля как музыкальный. И даже
вспомнить опыты знаменитого на весь мир ансамбля
Дмитрия Покровского по поиску синтеза между
фольклором и джазом. Сравнение хоть и натянутое, но
уж больно просится, так как песни в «Лесной песне» —
тоже синтез почти рэповых ритмов, стилизованных под
народные мелодий, и психоделической аранжировки. И
уж точно заслуживают выпуска отдельного саундтрека. |
А если говорить об
актерских удачах, то тут стоит сказать о взрывной «тарзаньей»
пластике Александра Арсентьева (Перелестник),
диковатой пугливой страсти Виктории Исаковой (Мавка),
удалой малоросской сочности Юлии Чебаковой (мать
Лукаша) и уютной органике Александра Семчева,
рекламирующего на ТВ пиво «Толстяк» (дядя Лев). |
Словом, если
использовать название знаменитого фильма «Чувства и
чувствительность», можно сказать, что с
чувствительностью у исполнителей «Лесной песни» все
в порядке. С чувствами, их зрелостью, полнотой и
способностью заразить ими зал, прямо скажем,
сложнее. А так — стильно, красиво, изобретательно,
энергично и в маленьком пространстве Новой сцены
смотрится очень даже неплохо. Сегодня же на основной
сцене — премьера «Венецианского антиквара» Гольдони.
И это уже будет испытание посерьезней. |
|
|