Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ "Культура" еженедельная газета интеллигенции №38 (7198), 21-27 октября 1999г. Алиса Никольская

"Как важно быть серьезным"

Две премьеры во МХАТе им.Чехова

МХАТ им. Чехова обратился к двум малоизвестным пьесам русских классиков. В.Долгачев поставил "И свет во тьме светит" Л.Н.Толстого, а Р.Козак - "Самое главное" Н.Евреинова. Пьесы, безусловно, разные, а спектакли содержат немало общего.

    Первое - это режиссерская трактовка. При всей непохожести почерков Долгачева и Козака их подход к драматургии оказался одинаковым - бытовым. Излишняя неторопливость, с которой текло время в обоих спектаклях, рассеивала атмосферу и трагического Толстого, и изящного Евреинова. В связи с этим мрачная, страшная драма смотрелась удивительно спокойно и размеренно, тогда как легкая, кружевная комедия получилась несколько утяжеленной и приобрела трагические оттенки. Козак почти игнорирует символистскую сущность евреиновской пьесы. Чувства и поступки героев приобрели у него отчетливо бытовой характер, отчего их смысл порой невнятен. Долгачев, в свою очередь, невольно облегчил толстовскую трагедию для восприятия, и движения души главного героя Сарынцова (Б.Щербаков) уходят на второй план. Между тем именно душевные переживания, слом и возрождение составляют основную сюжетную коллизию. Конфликт быта и духа выражен здесь в декорации художника Э.Кочергина, создавшего на сцене, казалось бы, обыкновенный дом, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что стены дома выломаны, и торчащие доски, словно зубы, готовы сжевать и Сарынцова, покусившегося на спокойствие дома, и его семейство, которое не в состоянии этот дом защитить. Именно образ разломанного дома становится яркой иллюстрацией мести самой жизни тому, кто осмелился разворотить ее по своему усмотрению. В то время как почерк Кочергина, в общем-то, узнаваем в этом спектакле, работа Ю.Харикова в "Самом главном", наоборот, удивила. Всем известна буйная фантазия этого художника, властно перестраивающего любой спектакль "под себя". В этот раз он оказался неожиданно сдержанным, что пошло на пользу героям, выдвинувшимся на первый план. Если бы при этом звучащая в пьесе тема слияния театра с реальной жизнью прозвучала у режиссера отчетливее!

    Вот с чем, вернее, с кем повезло обоим режиссерам, так это с актерами. В спектаклях достойно соединились артисты разных поколений, многие раскрылись по-новому. Ничто не мешало радостному опознаванию в главных героях любимцев публики. Замечательный В.Гвоздицкий, играя в "Самом главном" четыре роли, соединенные в одну, и лихо управляясь с масками, лишний раз подтверждает свое умение работать в эстетике символистского театра. Несколько выбиваясь из "обытовленной" режиссерской трактовки, Гвоздицкий как всегда органичен и разнообразен. Узнаваема в своей гротескной женственности и О.Мысина - Танцовщица. Удачно найденный в начале спектакля дуэт Мысиной и Гвоздицкого, эстетически сопоставимых актеров, к сожалению, не повторяется в дальнейшем, и каждый из них играет свою тему отдельно от другого.
    Замечательно украшают оба спектакля и небольшие эпизоды, где задействованы яркие, мощные актеры. Всего несколько минут царит в толстовской пьесе В.Невинный-старший. Однако эти минуты превращаются в триумф. Невинный - отец Герасим, явившийся к Сарынцову, чтобы образумить его, выглядит воплощением уверенности и самодостаточности. Он неспешен, обстоятелен, спокоен, как и полагается священнику. Ему нет нужды доказывать свою правоту, и нападки Сарынцова он отражает не столько произносимыми словами, сколько своей непоколебимой верой в них. Еще меньше сценического времени у В.Кашпура. Но и его хватает, чтобы прочувствовать историю безымянного персонажа, этого грустного и мудрого шута, наблюдающего за душевной свистопляской Сарынцова, но держащего свое мнение при себе. В "Самом главном" - свои маленькие находки. Жилицу меблированных комнат Классную даму не назовешь центральной героиней, но В.Воронкова властно приковывает к себе внимание. Чопорная, строгая, красивая странной, скульптурной красотой, она неслышно скользит по сцене, а ее голос, словно маятник, роняет-отстукивает слова. Но за строгостью таится бурный темперамент, что помимо воли чувствует в шутку ухаживающий за ней Комик. Сразу возникает желание додумать ее историю - ведь, как утверждает пьеса, финал остается открытым именно для этого.
    В обоих спектаклях удачно работает молодежь театра: А.Хованская, Д.Юрская, А.Арсентьев, В.Невинный-младший. Подлинным открытием стал Е.Бероев, создавший в толстовском спектакле пронзительно трагический образ. Его Борис - то страшное зеркало, в котором отражаются бездумные поступки Сарынцова. Безоговорочно поверив в сомнительную истину, Борис - Бероев отказывается воспринимать реальный мир и соглашается на заключение в сумасшедший дом. И ничто - ни душераздирающие страдания матери (Н.Гуляева), ни изумление невесты (Д.Корзун) не могут его переубедить. Нет, он не слабый человек, просто он очень молод, а молодым свойственно искать опору и ориентир в жизни порой ошибочный. Всматриваясь в его черные от боли глаза, вслушиваясь в срывающийся от бессилия голос, ощущаешь разрушительный ужас деяний главного героя. А также получаешь острое театральное удовольствие и жалеешь, что таких моментов было немного.    
Вверх
Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



Сайт создан в системе uCoz