|
"Двенадцатая ночь" в Театре Моссовета. |
Зрителя
надо любить - наши театры об этом часто забывают.
Человек тратит не лишние в его бюджете деньги и
хочет купить на них немного беззаботной радости, а
ему предлагают... Сцена понемногу становится вещью в
себе: есть режиссеры, которые отлично обошлись бы
без публики. Один работает ради собственного
удовольствия; другой, от всего устав и во всем
разуверившись, занимается театром по инерции;
третьему неинтересен большой зал, потому что он самовыражается "для посвященных". Спектаклю,
поставленному для массового зрителя, можно многое
простить. Это относится и к шекспировской
"Двенадцатой ночи", выпущенной Марком Вайлем в
Театре имени Моссовета.
|
Постановка перегружена режиссерскими кунштюками,
часто самоценными. Эти излишества занятны, но
действие не поддерживают. Бушует омывающее берега Иллирии полотнище-море, на землю выбираются жертвы
кораблекрушения, иллирийцы суетятся изо всех сил,
пытаясь им помочь. Персонажи придуманы замечательно
смешно. Сэр Эндрю Эгьюйчик (Вячеслав Бутенко)
превратился в унылого, вечно пьяного шотландца,
только что спустившегося с родных гор и
растерявшегося в большом курортном городе.
Шут Фесте (Валерий Яременко) напоминает о золотых
70-х - расклешенные джинсы, хиппозная шевелюра,
мрачноватый диссидентский юморок. Реплики героев
обрастают живым и забавным действием: звучат песни
вагантов, растрепанный и полубезумный, исполненный
холерической энергии сэр Тоби (Александр Леньков
сыграл здесь, пожалуй, свою лучшую роль)
безобразничает изо всех сил. Все весело, интересно,
очень осмысленно, но зачастую не имеет отношения к
основной действенной линии. Не доверяя чересчур
известному сюжету (его могут пересказать даже
далекие от театра люди), режиссер решил растворить
его в свободной игре придуманных им смыслов, в
карнавальной атмосфере, лихорадочной суете
второстепенных персонажей - и первый акт забуксовал.
|
Но это живой
спектакль. Он развивается и крепнет от эпизода к
эпизоду, и к началу второго акта все необязательное
исчезает. Режиссер перестает заводить актеров
веселыми безумствами, атмосфера праздника перестает
быть самоценной - театр начинает рассказывать нам
историю. И тут спектакль становится вполне достоин
имени Марка Вайля, создателя знаменитого
ташкентского театра "Ильхом", одного из самых ярких
режиссеров двух последних десятилетий. |
Здесь завязаны все сюжетные узелки, все
придуманное продумано, нет ничего случайного.
Объяснима пылкая страсть перезрелой графини Оливии
(Маргарита Шубина) к совершенно одуревшему от этого
чистому юноше Себастьяну (Егор Бероев) - судя
по всему, бедный мальчик впервые имеет дело с
женщиной. Благородный пират Антонио (Дмитрий
Журавлев) сам себе не отдает отчета в том, что он
влюблен в юнца. А герцог Орсино (Дмитрий Щербина),
принимающий сестру Себастьяна Виолу (Евгения Крюкова)
за мальчика, не может понять, что с ним происходит,
и пугается внезапно прорезавшихся
противоестественных наклонностей. О Себастьяне и
очаровательной, немного угловатой, чуть насмешливой
и печальной Виоле надо сказать особо. Так играть
молодость и незащищенность могут только очень
молодые и очень одаренные люди - работа Евгении
Крюковой едва ли не самая интересная в спектакле. |
Премьера Вайля четко выстроена, но за этим нет ни
грана жесткости: главную прелесть спектакля
составляет атмосфера свободной, легкой, творящейся
на наших глазах игры. Хотя мне все же не вполне
понятно, какое отношение к Шекспиру имеют ваганты и
при чем здесь песня "У Черного моря" в исполнении
Леонида Утесова - все в конце концов хорошо в меру.
"Двенадцатая ночь" - живой спектакль, он не
просчитан с математической точностью, сделан
увлекающимся человеком и поэтому уязвим... И это же
составляет его обаяние. В наше время радость -
редкий товар, но в театре она не должна быть в
дефиците. |
|
|