Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ "Столичные новости" электронная версия, №10 (255), 18-24 марта 2003г. Анна Валерьева

"Не ржать!"

Несколько слов вдогонку «Дикому табуну».

     ...Все время спрашиваю себя: стоит ли писать об этом фильме, на который и так, по-моему, слишком «организованно», словно в советские времена, откликнулись многие СМИ? Собственно, это и не дает покоя. Не сам фильм, а уж очень топорно создаваемый его миф. Фантом ложной значимости. Конечно, в этом поусердствовали и авторы, организовавшие пышную премьеру в престижном Октябрьском дворце столицы и еще перед показом оглушившие публику сообщением, что присутствует она на событии, равном (ни больше ни меньше!) «началу подъема украинского кино», увидит «фильм, снятый по голливудским меркам», в активе которого — «убедительная победа на Ялтинском кинофестивале! Четыре награды — рядом с представителями четырех основных кинематографических держав». Добавьте сюда и торжественное вручение тут же, на сцене, автору сценария и продюсеру «Дикого табуна» Виктору Веретенникову «корочки» члена Союза кинематографистов (и его снисходительно-барственное замечание о пополнении коллекции удостоверений творческих союзов — писательское и журналистское давно уже у него «в кармане») — и вы поймете, почему с первых же минут вечера меня неотвязно начало преследовать ощущение, что прямо здесь, в зале, привселюдно, строка за строкой материализуется известный текст про новое платье короля. И ведь мальчик (да не один, и девочки, воспитанные на другом в кино!) в зале сразу обнаружился. И его хохот в моменты уж слишком явных сюжетных нестыковок и чересчур нарочитых поступков и фраз героев звучал разоблачительно. «Что, король, и правда, голый?» — спросила я молодую соседку по окончании сеанса. «Я почему-то надеялась, что это будет не так слабо», — ответила девушка и, виновато улыбнувшись, добавила, что будь у нее время подумать, она бы, конечно, нашла в фильме и положительные черты.
     Я и сама их весь вечер искала. Прочитанный накануне роман Виктора Веретенникова («Дикий табун» — его экранизация) поначалу помогал связывать между собой обрывки сюжетных линий на экране. Вот Первый министр Летюк ( Петр Бенюк) почему-то приказывает запуганному идиоту-помощнику «чтобы не было этой журналисточки» (из-за отснятой ею пленки с весьма сомнительным компроматом — «царской охотой» в заповеднике — и всего одной газетной статьи в защиту степного табуна). Если поверить логике авторов картины, никаких опасных кадров на той пленке уж и остаться не могло: они как минимум засветились после прицельного выстрела самого злодея-министра прямо в объектив «мыльницы» в руках Купавы, плохо спрятавшейся за кустиком среди цепи охранников... В романе она, эта неутомимая журналистка, статьи с фотографиями, рискуя жизнью, отправляет при первой же возможности во время гонки за табуном по степи и даже своего ухажера — нардепа Дмитрия — к этому привлекает (и за это еще сильнее его любит!). Там хоть как-то понятно, почему Летюк, «крестный отец во власти», ради устранения настырной репортерши вынужден вступить в сговор с криминальным «крестным отцом». В ленте девушка после того как ей фотоаппарат раскокали, какие-то строчки однажды у костра вроде и шкрябает, но уж точно ничего никуда ни с кем не отправляет и не публикует. А значит, не так-то уж она и опасна, как нас пытаются убедить. По фильму получается, что убить ее хотят только за ту пленочку (засвеченную) да еще за то, что вяло мятущийся между любовью к героине и собственным тщеславием Дмитрий питает более нежные чувства к журналистке, чем к подложенной к нему в постель во время командировки в Америку красотке (которая в книге — хотя бы соучастница преступной группы, в кино же — именно что случайная любовница). Впрочем, цур меня: главное — не увлечься поисками ответов на вопросы. Стоит ли дальше путаться в толкованиях и сравнениях романа и фильма? Так можно договориться и до каких-то серьезных претензий к режиссерской трактовке, а значит, признать ее существующей. Думаю, не надо этого делать. Пусть уж все невнятицы на экране останутся на профессиональной совести Валерия Рожко, раз уж он заявлен режиссером и со сцены убеждал публику, что именно после «Дикого табуна» украинское кино «задышит ровнее»...

     Вот, разве что, еще пару слов о табуне. О том самом, который, как заявил перед началом фильма его «многокорочный» продюсер, является олицетворением «нашего украинского народа». В романе этот дикий табун, как показалось мне при чтении, был выписан автором с любовью и со знанием дела, и противостояние гордых коней (и их защитников) нечестной охоте на них, эдакому политизированному сафари, было достаточно напряженным. Да и почему и куда они бегут по бескрайним степям, внушая страх одним людям и служа прикрытием для экономических и политических спекуляций другим, было в книге почти понятно. В фильме, увы, с первых кадров становится очевидным, что эффектно несущиеся на экране животные с рождения воспитаны в подчинении кнуту и узде. Цель их бесконечного гона в картине — то без видимых погонщиков, а то и в сопровождении милицейских автомобилей и правительственных вертолетов — смутна. Плохие люди угрожают им — и гонят, хорошие спасают — и тоже гонят. «Когда начались съемки с табуном и кони начали ломать сценарий, мы решили: это природа, подчинимся ей — и пойдем за лошадьми», — признался зрителям со сцены автор. Как стало ясно чуть позже, так он искусно застраховал фильм от упреков в очевидных монтажных, композиционных, исполнительских просчетов. И на осторожный вопрос из зала о том, почему красивую кобылу, за которой трогательно бегает жеребенок, герои фильма упрямо зовут «жеребцом Диком», Виктор Веретенников вновь заговорил про символический смысл образа табуна, который шире и глубже буквальных неточностей (а мне почему-то вспомнилась булгаковская фраза о «бывш. курице, а ныне петухе»). А вслед за продюсером и любимец публики, «носитель народного героического начала», исполнитель одной из ролей в картине Владимир Гостюхин проникновенно объяснил залу, что пока мы, братья-славяне, будем вот так идти за табуном и «чувствовать в себе природную стихию, а не превращаться в прагматичных американцев», все у нас хорошо будет, и все мы преодолеем... В эту минуту я невольно обвела взглядом публику, увидела слезы в глазах людей постарше и приготовленные блокноты для автографов в руках у завороженных девчонок-зрительниц — и чуть было не поверила «народному» актеру.
     Этот «Дикий табун» действительно про нас. Пока мы даем так легко увлечь себя показной «харизмой» или просто самоуверенностью дилетантов, убежденных в том, что спонсоры на фестивалях для того и существуют, чтобы вручать себе на них награды и призы, и потом на них же «раскручивать» имидж «кино имени себя», мы заслуживаем этого кнута и этой узды. Мы достойны именно таких мифов — и такого кино. Мы заслуживаем того, чтобы нас называли «свободным табуном», подразумевая при этом послушное и неразумное стадо. Это наш король, и мы его поддерживаем в убежденности, что он нарядился в действительно новое платье, а также творит свой подвиг в дикой степи украинского кино.
     ...Вот только начальный кадр фильма с профессиональной камерой, втоптанной в пыль «табуном», почему-то задел за живое.
 
Вверх
Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



Сайт создан в системе uCoz