|
@
"Гудок", 27
декабря 2002г. Игорь
Логвинов |
|
Романс стальных магистралей. |
Накануне Рождества, 5 и 6 января, по Первому каналу
телевидения зрители увидят премьеру нового
художественного фильма «Железнодорожный романс».
Герой этой рождественской сказки, оказавшись по воле
случая в прицепном вагоне, отправляется в поездку по
стране. И неожиданно для себя самого обретает
подлинное счастье. О съемках картины, а также о том,
что осталось за кадром, корреспонденту «Гудка»
рассказал режиссер фильма, директор кинокомпании «Ментор
Синема» Иван СОЛОВОВ. |
– Иван Иванович, название фильма, прямо скажем,
неординарное: романс, да еще железнодорожный... Как
оно появилось?
– Я не открою тайны, если скажу, что железные дороги,
поезда соединяют города, регионы, страны... А в
нашей картине они соединили двух людей, которые
проживали в разных местах. Почему романс? Потому что
это история о любви, которая началась в городе, а
свое завершение получила в вагоне поезда. Ведь по
сюжету фильма наш герой путешествует по железным
дорогам страны. |
|
– Он что же, железнодорожник по профессии?
– Не совсем. Просто по воле судьбы остался без жилья,
хотя это нормальный интеллигентный человек, а не
бомж. Однажды он ночевал в вагоне поезда, который
подцепили к составу и повезли в Красноярск – в
ремонт. Наш герой проснулся уже в пути и решил
остаться жить в вагоне. Раздобыл фуражку проводника
и стал, грубо говоря, косить под железнодорожника.
Вагон подцепляли к другим составам, и вот таким
авантюрным способом он путешествовал по стране, то с
севера на юг, то с юга на север. И однажды в дороге
встретил свою любовь, с которой расстался семь лет
тому назад. Я сознательно не хочу пересказывать весь
сюжет, но если бы не железная дорога, если бы не
этот вагон, то у фильма не было бы такого
замечательного финала. |
|
– Съемки
проходили в реальном поезде или в
павильонной декорации?
– Статичные сцены мы снимали в тупике на станции
Николаевка возле Рижского вокзала. МПС
любезно выделило нам три вагона, в которых
мы путешествовали до Вологды и обратно.
Потом в этих же трех вагонах мы отправились
в Сочи. Снимать кино в поезде очень
интересно. Динамика железной дороги сродни
динамике драматургии кино. Кино – это
искусство движущегося изображения, когда при
соединении двух кадров возникает третий,
ассоциативный. С его помощью мы пытались
создать обобщенный образ людей, которые
работают в наиважнейшей сфере народного
хозяйства. Мы показали мир железной дороги,
профессиональную доблесть железнодорожников,
то, как они приходят друг другу на выручку.
В нашей картине есть даже элемент какой-то
романтики путешествий. |
|
|
– Железная дорога – единственная структура, которая
работает круглосуточно, без праздников и выходных. А
железнодорожники – люди особого склада, повышенной
ответственности, самодисциплины. Вы это
почувствовали?
– Конечно, это же целое государство, там и люди
работают государственного, а не частного склада.
Железнодорожники нам во всем шли навстречу, потому
что понимали, что этот фильм для них, о них и вообще
для всех нас. Очень доброжелательно к нам относились,
помогали, причем совершенно бескорыстно. Машинисты,
составители поездов, проводники даже снимались в
нашей картине. Огромное спасибо хочу сказать
работникам станции Николаевка. Начальник этой
станции Виталий Шельгов – молодой парень, но уже
очень грамотный руководитель. Мы с ним разговорились,
и он признался: у меня, говорит, такое хозяйство,
что времени отдыхать нет, я сплю 4 – 5 часов в сутки.
И при этом такой энтузиаст, так любит свою профессию,
свое дело – просто замечательный человек!
Меня удивила слаженность работы, порядок,
который существует на «железке». Я же вижу, какой
бардак творится в других сферах. И видел, как
работают дорожные предприятия. Начиная с маленькой
будки стрелочника и кончая большим вокзалом. Мы же
снимали и на Белорусском вокзале, и на Рижском, и на
трех вокзалах, и на Комсомольской площади. И в
поездах ездили, нас отцепляли, прицепляли. И везде
на дороге – четкость и слаженность. Приезжаем в Сочи
– а три наших вагона уже стоят именно в том месте,
где положено. Никто никуда не бегает, ничего не надо
искать. Обычно на съемочной площадке царит бардак:
туда нельзя машину ставить – давай сюда! На железной
дороге все четко, все знают, куда надо поставить
вагон, когда его подцепить и куда увезти. Просто
удивительно, как этот сложнейший механизм мог
сохранить свою слаженность, пройдя через все
перипетии минувшего десятилетия. |
|
– Иван Иванович, как вы определяете жанр этого
фильма?
– Мы сняли добрую сказку, где действуют люди со своей
судьбой, со своими достоинствами и недостатками. И
поезд, вагон – это не только центральная декорация
нашего фильма, где происходит его действие, но и то
связующее звено, которое соединяет цепь всех событий
нашей картины в одно целое.
Про железную дорогу фильмов, к сожалению, не
снимают. А у нас все построено на этой связке:
убрать железную дорогу – и нет кино. Эту ситуацию
невозможно разыграть ни на пароходе, ни в самолете,
ни в автомобиле, только на железной дороге. Так
органично вплелись любовь и железная дорога в канву
фильма, что одна без другой не может существовать
самостоятельно.
Мы понимаем, что в реальности такой истории не
могло быть. Конечно, мы фантазируем, но не из-за
того, что нам так хочется, а потому, что так диктуют
законы жанра. Это все-таки сказка. Емеля ведь тоже
на печке не ездил. |
|
– Я думаю, что зрители давно уже соскучились по
хорошей сказке, от всех этих «Убойных сил», «Бандитских Петербургов» и «Ментов» меня лично просто тошнит...
– Мы принципиально не снимаем ни чернуху, ни порнуху.
Мы работаем в патриотическом направлении, сейчас,
например, я заканчиваю сериал «Моя граница» о
пограничниках. Выпускаем мелодрамы, комедии, а все
эти «убойные силы», «менты» – это не наше, это пусть
другие студии упражняются. Я директор кинокомпании «Ментор
Синема», и когда мне приносят сценарий с каким-то
налетом чернухи, отклоняю его сразу.
Я понимаю, что проблемы есть везде, и в армии,
и на железной дороге, и в авиации, и где угодно. Но
я считаю, что их надо решать внутри, не вытаскивая
на всеобщее обозрение, чтобы весь мир смеялся и
показывал на нас пальцем. Да, какие-то недостатки
можно показать, но – в доброжелательной форме.
Ничего чернушного не должно быть. Американцы не
показывают чернуху про свою армию, а у них ее не
меньше. |
|
– Вы считаете, что кино должно нести в общество
позитивный заряд?
– Да. Дело в том, что кино – это самое массовое
искусство, и не зря его взяли на вооружение многие
страны мира. В пропаганде своих ценностей они
используют в первую очередь кинематограф. Америку 20
– 30-х годов в период Великой депрессии спасли
мюзиклы и комедии. А у нас все наоборот, надо
вытащить какой-то криминальный сюжет, раздуть его до
12 серий и долбить зрителей ежедневно. Создавать
бандитские саги типа «Бригады», «Бандитского
Петербурга»... Кому такая бандитская романтика нужна?
Наше кино изначально было ориентировано
совершенно на другие ценности, мы же почему-то резко
их бросили и начали пропагандировать те ценности,
которые не свойственны ни менталитету, ни образу
мышления наших людей. Создавать «Бригады», чтобы
молодежь после просмотра ходила и рэкетировала по
всей стране, – я считаю, это неправильно. У
художника совесть должна быть чистая, а здесь, я
считаю, уже пошли пятна. И от них отмываться будет
очень сложно.
У
нас напрочь забыта романтика капитана, летчика,
машиниста, военного – тех государственных служащих,
которые, в общем-то, обеспечивают безопасность и
комфорт проживания жителям нашей страны.
Поэтому мы – пропагандисты
всего доброго. Это позиция нашей студии «Ментор
Синема» с 1990 года, и мы ей жестко следуем. Те
фильмы, которые мы создавали, с успехом идут по
Первому каналу с большими рейтингами, и зрители их
знают и любят. |
|
– Кто снимался в «Железнодорожном романсе»?
– У нас снимались очень хорошие актеры – Егор Бероев,
Леонид Куравлев, Александр Семчев, Нина Гребешкова,
Оля Будина... Мы прожили в вагоне целый месяц, он
просто родным домом стал. Приходишь в вагон, а
проводник тебе тут же несет стакан кофе или чая.
Теперь просыпаюсь утром и не могу понять, отчего мне
неуютно – а я не на полке вагонной, а в кровати лежу.
У нас была великолепная группа, мы работали по
16 – 18 часов. И никто не ныл, не говорил, мол,
достали эта дорога, эти поезда, рельсы. Все работали
с шутками, с прибаутками. И та гонка, которую мы
провели, чтобы успеть сделать это кино к Новому году,
оправдала себя. Хотя было очень трудно, но сейчас,
когда уже завершается монтаж и последние кадры
вставляются в готовый фильм, я ощущаю такую легкость
и такое чувство счастья оттого, что мы победили. И
частичку теплоты нашей съемочной группы сумели
передать на экран и подарить нашим зрителям. |
|
– Иван Иванович, «Гудок» поздравляет вас с премьерой
и желает «Железнодорожному романсу» хорошего проката!
– Спасибо. А я прошу всех железнодорожников смотреть
нашу картину с юмором. Ваша газета имеет давние
традиции в этой области, «Гудок» – это Ильф и Петров,
Булгаков, Олеша, Катаев. Железная дорога по своей
дисциплине – военная организация, и в такой, я бы
сказал, суровой профессии без чувства юмора
невозможно работать. Иначе душа начнет ржаветь. А
когда и рельсы не ржавеют, и душа не ржавеет – все
замечательно.
В новом году я желаю всем читателям «Гудка»,
всем железнодорожникам счастья, добра и сказки в
жизни. Нам ее так не хватает. А она нужна, чтобы
наши души оттаяли от черствости, потеплели и
потянулись друг к другу, потому что у нас такая
страна, которая не может существовать во зле. Она
может существовать только в добре. И я желаю всем
добра, счастья и главное – любви. И тогда мы
обязательно победим! |
|