|
"Жестокий модерн".
|
...Такая роковая страсть могла возникнуть лишь во
времена модерна. Никогда женщины не были столь томны
и порочны, мужчины — галантны, а интерьер — легок и
изыскан. |
В кинотеатре
"Колизей" 9 ноября состоялся первый в России показ
нового художественного фильма "Игра в модерн"
производства петербургской киностудии
"Глобус-фильм". Официальная российская премьера
ожидается в феврале 2003 года, в канун Дня святого
Валентина. |
Режиссером и
продюсером картины стал Максим Коростышевский,
сценаристами выступили Юрий Арабов и Наталья Чепик,
при участии Игоря Ефимова. В главных ролях — молодые
московские актеры: Оксана Коростышевская (жена
режиссера) и Егор Бероев. Выпускница ВГИКа
Коростышевская знакома зрителям по фильму Эльдара
Рязанова "Тихие омуты" и спектаклю "Ужин с дураком"
Леонида Трушкина. Исполнитель главной мужской роли
окончил Театральное училище им. Щепкина, играет на
сцене МХАТ им. Чехова и много снимается в сериалах:
"Семейные тайны", "Каменская-2", "Гражданин
начальник". В фильме также снялись известные артисты
Михаил Козаков, Евгений Миронов, Галина Тюнина,
Ольга Волкова, Александр Пороховщиков. Достойное
созвездие для полноценного режиссерского и
актерского дебюта супружеской четы Коростышевских. |
Роскошная
костюмированная мелодрама с традиционным любовным
сюжетом и трагическим финалом продолжает серию
отечественных исторических картин из жизни
дореволюционной аристократии: "Жестокий романс",
"Сибирский цирюльник"... Последнее творение Никиты
Михалкова особенно напоминает "Игру в модерн" — та
же мучительная любовь роковой иностранки к русскому
кадету, выгодные, но гордо отвергнутые женихи из
высшего офицерства, закулисные интриги, преступление
и наказание... И все это — на фоне великолепных
дворцовых ансамблей и шикарных интерьеров по
контрасту с суровыми солдатскими казармами. |
В основу сюжета
легла реальная история, случившаяся на рубеже XIX-XX
веков. Он — молодой русский офицер Александр
Бартеньев, без ума влюбленный в польскую актрису
Марию Висновскую, роковую красавицу, блиставшую на
сцене Варшавского театра. Писатель Иван Бунин
посвятил этой романтической и трагической любви свой
рассказ "Дело корнета Елагина", судебным процессом
по этому делу занимался знаменитый адвокат Федор
Плевако, а известный польский журналист Стефан
Кривошевский много лет пытался постичь тайну страсти
и смерти Марии Висновской. Как водится, загадка так
и не была разгадана современниками. |
Взяться за ее
разрешение решил Максим Коростышевский. Как поведал
сам режиссер, «мы хотели рассказать красивую историю
о любви. Нужно либо принять тайну, как она есть, и
более к ней не возвращаться, либо пощупать ее
случайно, иррационально, то есть поэтически. Ясно,
что реальных ответов мы не получим — это будет наше
субъективное и сердечное прикосновение к тайне». |
К работе над
фильмом "Глобус-фильм" привлек лучшие силы
российского кинематографа. Операторы Юрий Клименко и
Геннадий Карюк долгое время снимали для таких
мэтров, как Сергей Соловьев, Алексей Герман, Кира
Муратова, Карен Шахназаров, Георгий Данелия, Алексей
Учитель. Художник-постановщик Вера Зелинская,
лауреат премии «Золотой овен», сотрудничает с
Алексеем Балабановым, Юрием Маминым, Александром
Сокуровым, многими зарубежными кинокомпаниями,
снимающими в России (фильмы "Пушкин", "Преступление
и наказание", "Цинковые мальчики", "Желанный").
Художник по костюмам Надежда Васильева провела
титаническую работу, сшив вручную по старинным
эскизам одежду для актеров, включая два десятка
умопомрачительных платьев для Оксаны Коростышевской.
Позже актриса признавалась, что переодевание и игра
в этих нарядах были одним из самых приятным моментом
в процессе съемок. Весь фильм снимался в Петербурге,
усилиями операторов превратившемся в Варшаву начала
прошлого века. |
Самое главное в
картине — это стиль. Ощущение тревоги нагнетается
драматической игрой самих персонажей и рваным
монтажом, характерным, скорее, для триллера или
боевика. По общему мнению критиков, стилистика
фильма приближается к жанру поэтического этюда, для
которого конкретный исторический факт служит лишь
поводом и красивым фоном, оттеняя человеческие
характеры и судьбоносные поступки главных героев. |
Название картины
"Игра в модерн" тоже не случайно. Несколько спорными
выглядят утверждения создателей, что подобная
история характерна только для эпохи конца ХIХ —
начала ХХ века: "В результате психологических
исследований мы вместе со сценаристами пришли к
выводу, что такая роковая страсть могла возникнуть
лишь во времена модерна. Никогда женщины не были
столь томны и порочны, мужчины — галантны, а
интерьер — легок и изыскан", — говорит Максим
Коростышевский. |
Современникам
почему-то всегда кажется, что в старину все было
по-другому: чувства — сильнее, нравы — проще, морозы
— крепче, а люди — благороднее. Для англичан
неистощимой исторической темой является
викторианская эпоха, на которую пришелся расцвет
Британской Империи, американцы бережно воссоздают на
экране войну за независимость и покорение Запада,
половина французских "костюмных" фильмов рисует
благостный образ страны во времена правления
многочисленных Людовиков и героическое прошлое
Империи при Наполеоне. Видимо, российская история до
Петра I и после Николая II, исключая обе мировые
войны, еще не признается отечественным
кинематографистами интересной и достойной для
создания эпохальных полотен в назидание потомкам. Да
и от советского, навязшего в зубах и прочно
засевшего в памяти, соцреализма мы ушли еще
недалеко. Куда приятней смотреть на роскошные
наряды, отреставрированные фасады родовых имений и
красивые страсти в кругах светского общества.
Поневоле возникает шальная мысль, что все
вернется... |
|