|
@
Ольга Шервуд |
|
"Осторожно: модерн" |
Некогда шикарный
петербургский особняк на Каменном острове еще
недавно был желудочным санаторием, а в новейшие
времена, говорят, взят в аренду каким-то американцем
на полвека. Буржую нет дела до реставрации, дом
чахнет, все здесь - тлен и разрушение. Но не сейчас.
Сейчас в бывшем гобеленовом зале горят свечи и
лампы, стены затянуты серым блестящим шелком,
посередине установлен невысокий подиум с Аполлоном в
центре, все увито изысканными гирляндами листьев и
цветов. Четверо дюжих молодцев спускаются по
лестнице с креслом-троном, а в кресле - она, царица
Клеопатра, всеобщий восторг, восторг! Варшава,
начало века. Мария Весновская, прима императорского
театра, молодая, красивая, талантливая, влюбила в
себя всех окружающих мужчин, от медиамагната Фризе
до корнета Александра Бартеньева - и тут, как
сказали бы сейчас, прокололась: мальчик оказался
чистым, наивным, да и полюбил по-настоящему. Живи мы
в эпоху желудочного санатория, все завершилось бы
свадьбой заслуженной артистки и военного. Но в эпоху
модерна, натурально, случилась смерть. Более того -
убийство. Более того, она сама спровоцировала своего
возлюбленного убить ее. Знакомые с русской
классической литературой воскликнут: да это же "Дело
корнета Елагина"! И сразу задумаются, почему имена
иные. А потому, что в основе не столько рассказ
Ивана Бунина, сколько материалы уголовного процесса,
взволновавшего тогда общество. Петербург, начало
другого века. 33-летний пианист и театральный
режиссер Игорь Ефимов ставит "Игру в стиле модерн"
по сценарию, написанному 10 лет назад в содружестве
с Юрием Арабовым и Натальей Чепик. Говорит, что
хотел бы сохранить в фильме ситуацию
необъясненности, необъяснимости произошедшего.
Счастлив, что работает вместе с
художником-постановщиком Верой Зелинской, перед
которой стояла сложная задача: ведь Весновская
режиссирует свою жизнь, и каждое появление на людях
- новый спектакль, новая роль. Потому и интерьеры ее
дома слегка театральны: все несколько преувеличено,
буфонно. А вот костюмы Надежды Васильевой и Татьяны
Патрахальцевой, наоборот - живые, настоящие,
возвращающие во времена тонких изломанных линий и
нежных искусственных цветов. 21 выход у Весновской в
фильме - и столько же изысканных нарядов у Оксаны
Коростышевской, ее роль исполняющей. Свита примы -
Михаил Козаков (Фризе), Егор Бероев (Бартеньев),
Галина Тюнина (Юля, подруга Марии), Евгений
Миронов (штабс-ротмистр Елец), Ольга Волкова (мать
Марии), Игорь Золотовицкий (актер Мышуга), Александр
Пороховщиков (генерал-губернатор Палицын). Все они -
и люди, и персонажи, и платья, и комнаты, и зимняя
снежная натура - запечатлены камерой Юрия Клименко и
Геннадия Карюка. Констатин Ефимов, брат режиссера,
живущий в Штатах, напишет музыку. Прозвучит романс
на стихи неизвестного автора. Там будет строчка: "Я
не могу ее забыть…" …У могилы актрисы в Варшаве
многие годы спустя видели старика,. Который приходил
сюда каждый день. Кто-то узнавал убийцу; каторга и
ссылка изменили его, но страсть не покинула сердце. |
|