|
@
Журнал "Досуг &
развлечения", №9 (52), 24 февраля - 6 марта 2005г.
Ксения Алешина |
|
Егор Бероев: "Фандорин -
сентиментальный супермен". |
Режиссер Джаник Файзиев снял фильм
«Турецкий гамбит» по роману Бориса Акунина. Картина перенесет
зрителей в 1877 год, на Русско-турецкую войну, так что Эрасту
Фандорину, в будущем знаменитому сыщику, придется совмещать
несколько занятий: и воевать, и заниматься расследованием,
пытаясь вывести на чистую воду турка, беспрепятственно
действующего в русской армии. В образе Фандорина выступил Егор
Бероев. |
- Фандорин — человек непростой, —
рассказывает Бероев. — Он может быть грубым, скучным и тусклым и
в то же время взрывным, импульсивным, азартным, храбрым. В нем
удивительным образом сочетаются сентиментальность, нежность,
умение любить — с закрытостью, непониманием женской натуры. Мне
интересны подобные роли, раскрывающие сложность персонажа. Ведь
он не просто Джеймс Бонд, супермен, у которого все легко
получается. Фандорин может ошибиться, а затем осознать свои
ошибки... |
|
— Первый опыт
экранизации произведения Бориса Акунина «Азазель»
оказался не очень удачным. Как вы решились сыграть
Фандорина?
- Я не видел «Азазель» целиком, да мне это и не важно.
Я не воспринимаю фильмы про Фандорина как единое
целое. «Турецкий гамбит» — отдельная,
самостоятельная картина. Режиссер Джаник Файзиев
пытался добиться в ней наибольшей правдоподобности.
Во всем: в характерах, костюмах, экипировке лошадей,
оружии. Мы старались понять, почувствовать то время,
в котором разворачивается действие. Я практически не
переодевался из костюма Фандорина в цивильную
одежду. График работы был напряженный, но мы
получили огромное удовольствие: уж в очень красивом
месте проходили съемки! Специально для фильма в
Болгарии, в горах, на высоте 250 тысяч метров над
уровнем моря, был разбит военный лагерь, такой,
каким он мог быть в 1877 году. И часто я оставался
там ночевать, несмотря на то что неподалеку
находился пятизвездочный отель. |
|
— В картине немало
трюковых сцен. Часто ли вас подменяли каскадеры?
- Со многим приходилось справляться самому. И это было
здорово. Например, в военных эпизодах обычно
снимают, как пуля обо что-то ударяется — о дерево, о
камень, а затем отдельно — реакцию актера на взрыв.
А я должен был бежать в тот момент, когда рядом
гремели взрывы, свистели пули — специальные шарики с
зарядом. Если эти шарики попадут в тебя — достаточно
больно, поэтому надо рассчитать, чтобы они не
задели. В общем, нервных ситуаций предостаточно.
Так, мне нужно было висеть под каретой, летящей
вместе с лошадьми. Сначала меня пристегивали ремнем,
но поскольку его ловила камера, ремень впоследствии
убрали. Однажды мне в лицо буквально врезались куски
подсолнуха, и я был весь в красных ссадинах. Вообще
про трюки и истории на съемочной площадке можно
рассказывать бесконечно... |
|
— Ваше отношение к
детективам Акунина?
- Книги Акунина — настоящая литература. Каждый раз это
богатство фантазии, сильные эмоции, чувства,
задумки, интересные сюжетные повороты. Не хочу
никого обидеть, но большинство современных
детективов — это конвейер произведений, которые
написаны по одной и той же схеме. Китч. |
|
— Вы много снимались в
сериалах, а некоторые актеры и режиссеры до сих пор
считают их низким жанром...
- Я не участвовал в низкокачественных мыльных операх:
всегда избирательно подхожу к работам, которые мне
предлагают, чтобы сохранить свое лицо. С одной
стороны, можно бездарно сделать и широкоэкранный
фильм. С другой стороны, существует множество
сериалов, которые дадут фору любому кино. Хотя
технические отличия здесь все-таки есть: другие
сроки, другой ритм. В большом кино у актера есть
возможность досконально разобрать роль, там идет
тщательная проработка каждой сцены, характера,
эпохи. |
|
— Съемки отнимают
столько времени, а вы еще и в театре успеваете
играть, например в МХТ им. Чехова...
- Театр — мой дом. Я пришел в кино с багажом пережитого
на сцене. В театре более сильная и более яркая
степень выражения чувств — нужно, чтобы нас увидели
и услышали зрители на самых дальних рядах. А кино —
это часто крупный план. И нельзя на съемочной
площадке играть так, как мы играем на сцене. Кино
ближе к реальной жизни и, как правило, требует
больше внутренней эмоциональности при скупости
внешней. Иногда бывает сложно сочетать службу в
театре с работой в кино. |
|
— А не обидно, что
нередко зрители приходят на ваши спектакли, чтобы
увидеть того самого Бероева, скажем, из сериала
«Гражданин начальник»?
- Нет, нет! Если бы у меня была какая-то стыдная роль,
положим, в рекламе чипсов и зрители шли смотреть на
актера, который их рекламировал, это была бы
печальная история. А «Гражданин начальник» — хороший
сериал. Он нравится, многие помнят меня по этому
телефильму, и мне приятно, когда люди идут в театр
потому, что им запомнился мой герой и они хотят
узнать меня в другом образе. |
|
— В рекламе
принципиально не хотите сниматься?
- Нет, а зачем? Мне это неинтересно. |
|
- Актеру постоянно
приходится примерять на себя своих персонажей, их
характеры. Не боитесь однажды остаться в образе?
- Думаю, не надо этого бояться. От всех персонажей,
которых я играю, оставляю для себя только хорошее.
Сыгранная роль все равно не может пройти совершенно
бесследно, ведь работа над ней — это отрезок жизни. |
|
— Вы как-то сказали, что
плохо относитесь к антрепризе. Не изменили своего
отношения?
- Мне по душе антреприза, когда режиссер, актеры
объединяются во имя творчества. Я готов сам собрать
такую антрепризу, созвать людей, которые верят в
идею, хотят работать в свое удовольствие, а не
думать лишь о том, как уложиться в сроки. |
|
- Часто детей знаменитых
актеров тяготит слава их родителей, постоянное
сравнение с ними. Вы — внук «майора Вихря», Вадима
Бероева. Вам не мешает слава деда ?
- Нет. Дед был большим мастером, и моя задача —
удержать планку. То, что я продолжатель его фамилии,
следующее звено в цепи, для меня большая честь.
Поэтому сам ваш вопрос отпадает. |
|
— Детство накладывает
большой отпечаток на нашу жизнь. Какие события этого
чудесного периода вам особенно запомнились?
- Это была бурная, насыщенная жизнь. Со мной очень
много занимался дед (после смерти Вадима Бероева
бабушка вновь вышла замуж), он возил меня по разным
уголкам нашей страны и за границу, мы ходили с ним
по музеям, по выставкам, встречались с интересными
людьми, а это всегда положительно влияет на растущий
организм. |
|
— Вы занимаетесь
живописью. Это просто хобби или нечто серьезное?
- Живопись требует успокоений и времени, поэтому я уже
давно не садился к мольберту. А когда есть свободная
минута — работаю маслом, рисую пастелью этюды
природы. Людей, к сожалению, не умею. Моим учителем
считаю Владимира Васильева, он привил мне любовь к
живописи. Пишу в основном для себя, в свое
удовольствие. Что получается — дарю друзьям. |
|
— Чего, по-вашему, не
хватает современному человеку в жизни и на экране? |
- Культуры. Если
расшифровывать — скромности, чувства меры и, что
очень важно, вкуса. Его не достает практически
везде, я уж не говорю о телевидении, где почти
сплошная безвкусица. Но это, наверно, капитализм,
отсутствие идеалов, героев, символов и авторитетов.
Сейчас каждый сам себе хозяин и каждый думает, что
знает больше, чем кто-либо другой... |
|
— Считается, что
актер-мужчина — существо тонкое, не приспособленное
к быту...
- Я понимаю, вы хотите сказать, что это не мужская
профессия , поскольку отнимает у человека слишком
много эмоций. И я во многом с этим согласен. Надо
быть исключением из этого правила. Я знаю людей,
которые требуют к себе повышенного внимания со
стороны близких, страдают звездной болезнью. Но я
слишком люблю женщин, чтобы зациклиться на себе, и
давно сам отвечаю за себя и своих близких. И
профессия в этом смысле помешать мне не может. Для
меня всегда важнее собственной персоны та женщина,
которая рядом со мной, она мое лицо. |
|
— Сейчас существует мнение, что героем нашего
времени может быть необязательно человек, а, скажем,
какие-то современные технологии. Вы согласны?
- Главным все равно остается человек. Невозможно
заменить современными технологиями сердце и душу. Во
все времена будут цениться искренность,
порядочность, милосердие, доброта. Для меня герои
нашего времени — люди, которые в ущерб себе,
абсолютно безвозмездно помогают людям. Например,
детский врач Леонид Рошаль и многие, многие другие. |
|
— Вы становитесь все более известным.
Популярность — в ней больше плюсов или минусов?
- Бывает по-разному. В основном очень приятно, когда
люди подходят, благодарят, и ты понимаешь, что своей
работой что-то изменил в них, задел какие-то
заветные струны. Эти счастливые минуты общения
оправдывают затраченный труд и стоят гораздо дороже
гонораров. После фильма "Папа», с которым я вместе
со съемочной группой ездил по стране, зрители
говорили: «Благодаря этой картине мы многое поняли
про своих родителей''. Приходило огромное количество
записок, причем обращались люди от 15 до 85 лет.
Если просят автографы, с радостью даю их и пишу
искренние слова специально для того человека,
который берет автограф. Иногда узнают милиционеры,
что тоже весьма приятно. Так что в популярности
больше плюсов, чем минусов. |
|
- Каких высот хотели бы достичь в профессии?
- Хотел бы остаться человеком. У меня нет задачи
достичь каких-то высот или занять какие-то посты,
быть худруком, директором цирка или директором
мебельного салона, владельцем киностудии. Хочется
заниматься своим делом, делать это с удовольствием,
не идти на компромисс с самим собой и не врать
самому себе, быть честным с людьми. Это очень
сложная грань — быть актером и оставаться человеком.
Большими актерами, как правило, становятся люди
цельные, порядочные. Но таких корифеев единицы. |
|
— Актеры — люди эмоциональные. Вы чего-нибудь
по-настоящему боитесь?
- Ничего не боюсь. Я верующий человек и считаю, что
все во власти Бога. |
|
|