|
@
"Время новостей", 31 октября 2001г. |
|
"Дуплетом в угол. Пятый". |
(отрывок) |
Телезрители РТР, так и не разгадав до конца
"Семейные тайны", приступили к заглядыванию в чужие
"Московские окна". ОРТ отстреливается короткими
очередями, после "Пятого угла" перейдя к "Убойной
силе-2", а ближе к выходным предлагая "Каменскую".
Прошлогоднее обещание выполнено - страна перешла от
латинского "мыла" к отечественной продукции, сгоряча
названной в анонсах высокохудожественной. Телепроизводители сериалами меряются, так как в
подкорке сидит приоритет художественности и
творчества перед ремеслом и жанром. Поэтому
рекламные слоганы сериалов обещают отличных
артистов, талантливых режиссеров, пленку "Кодак" и
вообще все самое лучшее. Проекты позиционируют себя
как "настоящее кино", в силу обстоятельств вышедшее
в телевизионном формате. Это как раз зря. |
"Пятый угол" более всех претендует на
художественность. Сценарий написал известный
писатель Алексей Слаповский, мастер свингующих
сюжетов и мерцающей реальностями среды. Но все это в
прозе. В сериальной упаковке сюжет топорщится
немотивированными поступками, характеры не
складываются, обстоятельства зияют логическими
прорехами, а среда и атмосфера капризно отсутствуют.
Из множества сюжетов более-менее последовательно
складываются истории сценариста, сыгранного Игорем
Золотовицким, и финского любителя русских красавиц в
исполнении Авангарда Леонтьева. И тот и другой сюжет
- фарсовые, комедийные, а все, что касается
лирического и житейского, в фильме режиссера Сергея Газарова вызывает недоумение. Герои кажутся
слабоумными, поскольку никаких внятных причин для их
действий обнаружить не удается - тот любил, потом
- разлюбил, потом опять полюбил, а этот все время
любил, но сказать не мог, а сейчас понял, что любит
другую. Все эти пуды разнонаправленных любовей никак
не соединяются ни в портрет поколения, ни в связную
интригу. |
Александр Феклистов, прекрасный театральный
актер для ролей социальных и характерных, в роли
киногероя хлопочет лицом, гримасничает, строит рожи
и непроизвольно убеждает, что для сериала вовсе не
нужно хороших артистов. Нужны или яркие типажи -
как Леня Голубков в рекламе "МММ", или такие особые
суперорганичные дарования, которых от просто людей
на экране не отличишь. |
При этом задумываешься: до чего же узок круг
профессионалов, и как бы ни было много артистов в
России, на телеэкран попадают одни и те же
пятнадцать человек. Даже молодые новые актеры
почему-то появляются на всех каналах разом, как
будто "все об одном подумали". Наблюдать Андрея
Панина в двух лицах на двух каналах уже смешно, но
дебютант Егор Бероев, ежедневно появляющийся сначала
на РТР, а потом на ОРТ едва ли не в одной и той же
роли, но в разных сериалах, - чистый анекдот.
Конечно, актер молодой, красивый, обаятельный и все
такое, но сколько ж можно, товарищ продюсер?
Понятно, что все от бедности - нет денег, чтобы
заключить с актером эксклюзивный договор, нет денег,
чтобы заплатить помощникам за нормальный поиск и
показ претендентов, нет денег... в общем, ни на что
по-настоящему денег нет. Получается как в бедном
провинциальном театре, где один и тот же артист за
спектакль играет две главных роли, одну
эпизодическую и еще одну женскую. |
О "Семейных тайнах" гласили даже рекламные щиты
на дорогах. Тайна оказалась одна - герои слишком
любят деньги, а потому жизнь их наказывает. Поначалу
сериал ошарашивал полным отсутствием правдоподобия.
Но потом стало понятно, что в предложенном формате
никакой логики искать не приходится - кроме логики
мелодрамы, по которой плохие должны хороших гнобить
по полной, зато потом хорошие должны получать
сторицей, а плохие быть наказаны. Счастливый конец
мелодраме не обязателен, но возмездие необходимо.
Чувства должны быть сильными, мотивы - простыми и
понятными. В условной до стерильности атмосфере. По
анекдоту: "Я открою тебе страшную тайну: твоя
настоящая мать погибла в шестилетнем возрасте!". Все
в шоке. |
Только про высокохудожественный уровень не надо
- а надо грамотно, толково, и чтобы по картинке не
сильно отличаться от
блока рекламы. Поскольку сериал и реклама
близнецы-братья. Их непременное соседство - а для
чего еще снимать сериалы, кроме как в качестве самых
лучших рекламоносителей - обязывает производителей
подтянуться. В лучших рекламных роликах что важно -
качество изображения, внятный сюжет, удачные
реплики. Это и главные достоинства сериала. |
В "Семейных
тайнах" как раз телезрителя держит интрига: спасут
ли героиню из психушки, уйдет ли герой из семьи,
отсудят ли ребенка? И ничего, что действие течет
медленно, а события выдавливают в час по чайной
ложке - простые эмоции схватывают крепко. Но зато
из числа зрителей выпадают те, кто начала не видел
или фрагментами смотрит. Для них существуют другие
сериалы с общими героями, но без объединяющего
сюжета. "Каменская", например. А вот "Убойная сила"
или "Менты" - для тех, кто вообще за сюжетом не
следит. Занят домашними делами или не в силах
сфокусироваться. Он диалог слушает и кайф ловит. Но
в таких случаях надо, чтобы диалог был смешной и
"жизненный". Успех первых "Ментов" на том и
держался, что с героями знакомились, как с реальными
людьми, через треп, подшучивания, а режиссерам
удалось на пленке запечатлеть то же необязательное,
но "вкусное" течение жизни. Сегодня в чеченских
сериях "Убойной силы-2" сделана ставка на ту же
ткань обыденности, однако в более отшлифованной
форме, что делает картинку профессиональней, но
лишает обаяния непреднамеренности. Впрочем,
возможно, это заметно лишь эстетам или продвинутой
молодежи, а не они - настоящие потребители
сериалов. |
Новый почин на РТР
- сериал как способ идеологического воздействия.
Министр печати Михаил Лесин и руководитель канала
Александр Акопов лично вдохновили "Московские окна".
По одной серии судить трудно, но рискну
предположить, что задачей было, используя модный и
тем же телевидением актуализированный стиль старого
кино, рассказать о прежней жизни неприкрытую правду.
Чтобы и ностальгическое умиление сохранить, и
прошлое медом не казалось. Расчет, как кажется,
делается на старых и малых, поэтому столь обильно
разрекламированный сериал поставили в сетке не на
самое рейтинговое время (в девять еще страдают герои
"Семейных тайн"), а на более раннее. Пока взрослые
едут с работы, учащиеся и пенсионеры уже готовы
отдыхать перед телевизором. |
В общем, сериалов
столько, что каждый может выбрать на свой вкус. Нет
только таких, о которых как об идеале мечтают первые
лица каналов - "Семнадцать мгновений весны", "Тени
исчезают в полдень", "Сага о Форсайтах" - неспешных
кинороманов, вдумчивый просмотр которых обогащал и
завораживал. Но ведь и время не то. Не знаю, как бы
сегодня прошла премьера фильма о Штирлице - между
"Совершенно секретно", "Гласом народа" и "Женскими
историями". |
|