Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ С сайта "Московская афиша". Елена Ямпольская

"Онли Ты..."

Оля Мухина, «Ю». МХАТ им. Чехова. Постановка Евгения Каменьковича, сценография Александра Боровского

 
     О МХАТе в ближайшие дни придется писать до неприличия много. Это не PR-компания, а вынужденная необходимость: здесь гонят премьеры одну за другой. Только утихли журналистские страсти по «Кабале святош», как на Новой (в просторечии -малой) сцене попытались совокупить мимолетную и воздушную современную пьесу с вечной и косной драматической традицией. Событие не крупное, так сказать, разминочное, но уже к концу текущей недели в Камергерском ожидается очередной зрительский бум: Темур Чхеидзе выпускает «Антигону», которую ставил неоднократно -и в Тбилиси, и в БДТ, причем на роль царя Креона приглашен известный грузинский актер, худрук Театра имени Марджанишвили Отар Мегвинетухуцеси. Батоно Отар любезно согласился дать интервью «Новым Известиям», и оно увидит свет в одном из ближайших номеров, за несколько дней до того, как первые везунчики заполнят специально выстроенный на мхатовской сцене амфитеатр.
     Теперь про «Ю». Как сочинительница пьесы упорно именует себя не Ольгой, а Олей, так и саму вещицу, вышедшую из-под ее пера, отличает милое отсутствие претензий. Мухина пребывает в добрых отношениях с художественным словом, от ее текста получаешь удовольствие -и эстетическое, и эмоциональное; у нее тонкий мягкий юмор, и слова идут от души, и за каждой удачной репликой встает лицо автора -качество, которое часть российских драматургов теряет с годами, большинство же обделено им с момента рождения.
     «Ю» собственно и есть набор текстов, ясных и загадочных одновременно. Немножко похоже на Чехова. «Этот странный бульвар делает меня пьяной», «если бы она была жива, она бы в гробу перевернулась», «в этом городе даже звезды ко мне охладели», «хорошо бы, если бы Москва в Воронеже была»...
     Любовь к Москве и любовь в Москве - вот две главные линии, пересекающиеся в точке «Ю». Конкретность пространства компенсируется туманностью эпохи: с одной стороны, в Москве уже совсем нет трамваев; с другой, пожилая героиня помнит, как по Арбату конка ходила, а на Соколе ежевика росла; с третьей, ревнивец красноречиво раскидывает перед соперником карту СССР -мол, катись куда глаза глядят; с четвертой, все треплются о войне, собираются на войну, гадают, докатится ли война до Москвы. Как принято говорить, «в свете последних событий» возникает ощущение, что мхатовская постановка «Ю» чуть-чуть опередила время. Может, на недели. А, может, на дни...
     Москвой в этом спектакле больны все, однако особенно беззаветную и безответную страсть питает к российскому Вавилону неприкаянный Андрей (Александр Мохов, «Табакерка»), сорокалетний приезжий мечтатель в трениках. Андрей заикается, будто удерживает слова, прежде чем выпустить их наружу, у него пушистые русые усы, печальные, на мокром месте глаза, суицидальное или, как минимум, чемоданное настроение, и когда он сулит проклятому городу: «Я изъезжу тебя вдоль и поперек!», это звучит с нескрываемым эротическим подтекстом. Ближе к финалу Андрей выпьет какой-то химикат, не отравится, но обожжет связки, и до конца уже будет лишь тоненько сипеть. Но в это смешное, неуклюжее, застенчиво мужественное существо оказывается влюблена самая эффектная девка -Аня. Вообще же девиц на сцене три: белокурая дурочка Наташа Пирогова -платье в горошек, сияющая улыбка, все на веру (Дарья Мороз), упомянутая уже Аня -гибкая, темпераментная, хорошенькая (Луиза Хуснутдинова, «Табакерка»), и старшая анина сестра, вступившая в колдовскую пору между молодостью и зрелостью, с узким прищуром и лукавой улыбкой, любительница коньяка и молоденьких мальчиков: «У них другие глаза, тела другие. У них все для тебя, им ничего не жаль. Им нечего вспоминать». Эта роль неожиданно досталась и вдвойне неожиданно блестяще удалась Евгении Добровольской.

     Действие разворачивается на балконе. Этаж не уточняется, но, очевидно, высоко. На протяжении всей истории чья-нибудь нога обязательно закинута на перила, только один хочет с этого балкона упасть, другой -взлететь, а третья -просто ускорить таким образом знакомство с встревоженным молодым человеком. Истории же в сущности никакой и нет, есть извечная геометрия любви -треугольник на треугольнике. Персонажи орут друг на друга, нежничают, грозят пистолетом, предпринимают попытки самоубийства, летают, танцуют, бегут от любимых и от самих себя. Воспоминания о былой любви, предчувствие грядущей и муки настоящей. Все это сопровождается оглушительной стрельбой: сумасшедший летчик, влюбленный в Пирогову, закладывает над балконом дикие виражи и палит из ружья от ревности.
     Старшему поколению в «Ю» занять себя толком нечем: отец двух сексапильных сестричек постоянно слушает радио, мать поливает безнадежно засохший фикус, а их сосед страдает прогрессирующим склерозом и рефлективной стойкой на девочек. Персонаж из тех, про кого анекдот: «Хотите, чтобы секс стал незабываемым? Примите таблетку для улучшения памяти».
     Соседа играет белобородый Станислав Любшин, и он, вместе с Моховым и Добровольской, вытягивает заложенную в пьесе странность. Остальные актеры, по мхатовской привычке, берут текст плотно, всей ладонью, а его надо поглаживать и щекотать...
     Чуть ли не каждая сцена обозначается светящимися буквами на серой стенке. «Герой приехал», «звезда упала», «танцы до добра не доводят», «унесенные ветром»... -сменяются кадры в проекторе. Вместо занавеса тоже будут семь букв, вырезанных из одного луча. Доаристотелевкий мир -есть идеал, есть его земное отражение, а материи пока нет. Жизнь прозрачна и призрачна, бесплотна и бесплодна.
     Ну а что же такое «ю»?
     Во-первых, ТЫ. А ТЫ -это весь мир за исключением Я и ОНИ. ТЫ - лучшее, самое точное имя для любимого человека. Про «ю» поют из динамиков Элвис Пресли и Гоша Куценко.
     А еще «ю» -первая гласная буква в слове «любовь». Пусть безударная, но первая, и именно ради нее приходится по-поцелуйному складывать губы...

Вверх

Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



Сайт создан в системе uCoz