Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ «Газета», 26 апреля 2002г. Артур Соломонов

"Мхатовская каракатица".

 

Во МХАТе — снова премьера. В смысле частоты премьер — за «Кабалой святош» — «Антигона», за ней — «Священный огонь» с «Ретро», ну, всего не перечислишь — МХАТ явный рекордсмен этого сезона. На сей раз выбрана, мягко говоря, замысловатая пьеса Павича «Вечность и еще один день», за которую до сих пор не взялся ни один театр. Но во МХАТе решились.

 
     Если к монументальности «Кабалы святош» прибавить наивно-трогательные интонации «Ретро», чуть углубить философией «Антигоны» и подать под высокопарно-вычурным соусом «Священного огня», то получится последняя премьера МХАТа.
     Афиша спектакля «Вечность и еще один день» чем-то напоминает рекламные плакаты «Титаника»: симпатичные девушка и юноша, прижавшись друг к другу, смотрят куда-то вдаль. Похоже, что в вечность. Коммерческий расчет руководства МХАТ, возможно, верен: красивые молодые люди — усердно раскручиваемый МХАТом Егор Бероев и неуклонно восходящая звезда, студентка третьего курса Школы-студии Дарья Мороз разыгрывают замысловатую историю любви — что может быть привлекательней? Да и автор модный.
     Молодые актеры действительно красивы, и, надо признаться, это едва ли не единственное не обманутое ожидание от спектакля.     
     А ждать можно было многого: мировая премьера пьесы Милорада Павича (автор лично посетил спектакль и даже в финале вышел на сцену, сообщив, что иногда плакал), современная пьеса, которая могла «подсказать» современную эстетику постановки…
     Понятно, что объять смыслы пьесы Павича и создать адекватную ей эстетику — сложнейшая театральная головоломка, но раз уж назвался груздем… Но режиссер Владимир Петров (его спектакль «Женщина в песках», поставленный в Омском драматическом театре, получил в 1997 году три «Золотые маски») решил влить новое вино в старые меха. В смысле, не стал оригинальничать и поставил одну из самых сложных пьес современного репертуара в старых добрых традициях. В итоге вино забродило.

     Перед началом спектакля проходят выборы: зритель избирает версию спектакля, которую хочет посмотреть. Выбирает между «мужской» — суровой и «женской» — помягче, со счастливым концом. Две урны с надписями «мужская версия» и «версия женская» заполняются, потом идет подсчет голосов. В тот вечер зал выбрал мужскую версию, и пути к хэппи-энду оказались отрезаны.
     Запутаться во внутренних пересечениях, перекличках и совпадениях сюжета пьесы Павича проще простого, и зритель оставлен тут на произвол судьбы. Режиссер и актеры взяли на себя сентиментальность, таинственность и красоту, а разбираться в философской сущности пьесы поручили зрителю. Боюсь, этот труд на себя возьмут немногие, а большинство будет наблюдать за меняющейся картинкой и пытаться сопереживать влюбленным героям (это будет случаться нечасто).
     А дети могут порадоваться, например, бою двух рыцарей, ужаснуться агрессивным покойникам и полюбоваться декорациями, нередко напоминающим диснейлендовские картонные замки (сценограф Валерий Левенталь).
     Любители всего изящного не раз будут вынуждены воскликнуть: «Какая красота!» Например, когда полуобнаженная Дарья Мороз сидит на каменных ступеньках и, обняв струнный инструмент, говорит-поет о желании любви. «Красота!» — и когда через сцену порхает прозрачный занавес, прикрывая то колдунью, пьющую «мужское молоко», то влюбленную пару. В общем, из пьесы, которую сам автор назвал «сценической каракатицей», театр сделал сказку. Граф, лепящий из глины сына; ведьма, питающаяся «мужским молоком»; покойники, пожирающие живых, — все это подано с незатейливым прямодушием. Тут не до символов, с сюжетом бы разобраться.
     Эту режиссерскую и сценографическую «сказочность» должны искупать актеры. И они порой нагружают текст неимоверными дозами подтекста, говорят и смотрят, словно боятся расплескать какую-то неведомую тайну. Из этого соединения действительно рождается какая-то каракатица, но явно не та, которую выращивал Павич. 
Вверх
Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



Сайт создан в системе uCoz