Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ «Русский Журнал», 25 апреля 2002г. Григорий Заславский

"Право выбора".

Пьеса Павича во МХАТе имени Чехова

 
     Во МХАТе имени Чехова играют премьеру спектакля по пьесе Милорада Павича «Вечность и еще один день». Режиссер — Владимир Петров, до последнего времени был главным в знаменитом — не в последнюю очередь благодаря ему — театре, в Омской академической драме.
     Вчера, например, публика имела возможность видеть жестокую мужскую версию, сегодня, если такова будет воля публики, сыграют женский, мелодраматический вариант. Да, интерактивные технологии дошли наконец и до театра. Правда, путь этот преодолен не без ущерба, поскольку пьеса Павича предлагает девять вариантов прочтения, в свободном парении фрагменты могут меняться местами так и эдак. В театре вариантов всего только два, две версии, отличные друг от друга финальными сценами. Павичу хотелось, чтобы публика сама получила возможность влиять на сюжет, и эта возможность теперь появилась.
     Худрук Художественного Олег Табаков придумал выдавать зрителям при входе пластиковые карточки: в антракте в фойе проходит голосование и по его итогам принимается решение — играть ли женскую или мужскую историю. Но и тут есть некоторые оговорки: чтобы актеры не позабыли, как выглядит другая история, раз в месяц будут гарантированно играть один и другой вариант. Вдруг обнаружится часть публики, которая захочет посмотреть, как выглядит иная версия. Для таких «гарантированные» спектакли и сыграют. По времени мужская версия идет без антракта два часа, женская — час пятьдесят пять. И тоже — в одном действии.
     В женской — облегченной — версии пьесы к тому же появляется еще один выход у Виктора Гвоздицкого. И этот — почти бенефисный его выход в роли ортодоксального иудея, продавца музыкальных инструментов — не увидят те, кто выберет мужской вариант.
     «Вечность и еще один день» Павича имеет подзаголовок «меню для театрального ужина». Интеллектуал и знаток, Павич внедряет исторические и культурные подробности так же ненавязчиво, как наш отечественный интеллектуал-беллетрист Акунин. Пьеса Павича скачет по временам и нравам: первое действие — закуска, «Яичница по-хазарски», проходит в восьмом веке нашей эры, основное блюдо разворачивается в Константинополе 1688 года, десерт, тот самый, который по выбору, — в Рождество начала ХХ века. На декорациях и игре актеров это особенно никак не отражается: черные панели двигаются своим чередом, открывая то небольшой прямоугольник на возвышении, то всю огромную затянутую в черное сцену. Красота здесь — в слаженном движении театральных механизмов, в расшитых костюмах все того же Валерия Левенталя. В игре света (художник по свету Дамир Исмагилов).
     Скучно не будет. Будет красиво. Будет ли интересно — другой вопрос. «Вечность и еще один день» — очередной один опыт по выходу из круга «идей Художественного театра», еще один шаг в сторону от «опостылевшего» психологического реализма. Но шаг, как вы, наверное, уже поняли, осторожный: дабы те, кого не увлекут хореографические опыты Дарьи Мороз и Егора Бероева, которые играют в этом спектакле влюбленных, не были расстроены, выстроена вся красота декорации, костюмов и света. История любви земной девушки Калины, которую как раз и играет Дарья Мороз, и Петкутина, рожденного «искусственным» путем, как говорит герой Гвоздицкого, путем генной инженерии, — эта история, на мой взгляд, остается

чем-то необязательным, во всяком случае, не главным. Надежды, которые так настойчиво возлагают на этих молодых актеров, пока, мне кажется, не находят оправдания. Сыграть красиво они еще могут, всерьез — пока нет.

     Парадоксально, и тем не менее: в спектакле Владимира Петрова самые живые минуты связаны с выходами Виктора Гвоздицкого. Актер изощренной техники, мастер формы, которого за это самое мастерство не раз называли формалистом (и продолжателем и последователем формальной школы — в добром смысле и даже в худом), в этом спектакле смотрится полномочным представителем, если угодно — послом живого театра. Где человек — не пятое колесо в телеге, а наоборот, несущая деталь.
Вверх
Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



смартфоны lg здесь
Сайт создан в системе uCoz