Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ http://yampolskaya.ru 6 ноября 2002 г. Елена Ямпольская

"Клюквенный сок".

Леонид Андреев, «Тот, кто получает пощечины». МХАТ им. Чехова. Режиссер -Райя-Синикка Рантала (Финляндия)

     Мхатовцы сыграли три премьерных спектакля подряд. Третий показ «Пощечин» объявили юбилейным бенефисом Виктора Гвоздицкого, которому за несколько месяцев до премьеры стукнул полтинник. В день рождения трудно говорить вещи нелицеприятные, так что «Пощечины» следовало бы, если не похвалить (а это выше сил человеческих), то хотя бы обойти молчанием. Но, с другой стороны, что толку безмолвствовать, если сезон 2002/03 катится к чертовой бабушке в самое настоящее болото, и МХАТ пока расположен катиться вместе с остальными, за компанию?..
     Единственное, что может искренне порадовать, -это непрерывно растущее благосостояние очагов нашей сценической культуры. Театры уже в состоянии позволить себе лишний спектакль, и не один. Сшить костюмы, изваять декорации, заплатить постановщику просто ради пополнения текущего репертуара. Событий все меньше, заполняемость в процентах все выше. «Можно я пойду... туда-сюда, культурный мероприятие...», -как говорил Фрунзик Мкртчян в бессмертном фильме «Мимино». Вот и чеховский МХАТ разродился еще одним культурным мероприятием. Пока сидишь, смотришь -все нормально. Ну, время от времени придушишь зевок кулаком. А как настанет момент выходить на холодную улицу, оторопь берет: о чем это было, для чего, с какой целью люди затевались, мозги ломали, деньги тратили?..
     Во МХАТе уже был спектакль про цирк -«Смертельный номер», правда, принадлежавший «Табакерке». Малая сцена, хитроумный помост, феерия света -Владимир Машков и Александр Боровский учились тогда новому театральному языку. Милая тетенька из заснеженной Финляндии поставила перед Боровским-младшим абсолютно иные задачи. На сей раз цирковое закулисье воссоздано добротно, рачительно, по-хозяйски. Реализм на грани натурализма. Кажется, будто в зале зверем пахнет. Никакой не балаганчик, никакое не шапито. Солидное, крепко сбитое сооружение; такой же солидный, высоким воротничком сдавленный директор (Валерий Хлевинский); жена у директора -довольно-таки вульгарная особа, укротительница тигров... Бегают физкультурники в трениках с лампасами, девочки выстраивают гимнастические пирамиды, торчит без движения цирковой велосипед -одно колесо гигантское, другое ма-а-аленькое... И вот приходит в это царство потного труда человек с улицы и без особых проблем нанимается клоуном. Тем, Кто Получает Пощечины. Короткая кличка -Тот.
     Тота играет Виктор Гвоздицкий. Играет хорошо, но непонятно -что именно. Если существует в Москве актер, напрочь лишенный комического начала, это как раз Гвоздицкий собственной многоуважаемой персоной. Скажем, Станиславу Любшину, графу Манчини, достаточно тряхнуть белыми локонами и попросить взаймы, не теряя великосветского достоинства, -зал уже весело хохочет. Старый клоун Джексон, Владимир Кашпур, повернется к публике тощим задом, где вышито дурацкое желтое солнце, и готово дело. А Тот­Гвоздицкий, Пьеро и Квазимода в одном флаконе, изо всех сил старается, кривляется, с риском для всех членов балансирует на деревянных перилах, беспрестанно получает свои пощечины, но на сцене МХАТа это совсем не смешно, и мы вынуждены почему-то принимать на веру, будто оплеухи имеют необыкновенный комический эффект на цирковой арене. Веры, честно говоря, мало. Ни один нормальный директор цирка Гвоздицкого с его больными, скорбными глазами в труппу не возьмет. На первом представлении такого вот Тота в клочки порвут, а ко второму касса рухнет и деньги кончатся...
     Если же правдоподобие не имеет значения, то как прикажете толковать всю андреевскую историю -с переплетением множественных любовей и тройным смертоубийством в финале? Как безответственную фантазию символиста? Пошла под пресс очередная порция развесистой клюквы?
     Девочка, находящаяся в центре романтических страстей, наездница Консуэлла, написана Леонидом Андреевым фальшиво. Бездарно, извините, написана. Претендует на символ чистоты, но от того, что прикидывается дурочкой, выглядит суперразвращенной даже в порочном шутовском мире. Консуэллу в очередь играют две студентки Школы-студии МХАТ -Дарья Мороз, более гибкая, и Екатерина Соломатина, более миловидная. Кавалеров у наездницы трое: местный жокей (Егор Бероев, Олег Мазуров), барон Реньяр, которого почему-то все время честят пауком, хотя Вячеслав Жолобов, по обыкновению скромный и тихий, на паука совершенно не похож, ну и, наконец, Тот. Тот, кто ушел из мира не в монастырь, но в цирк, потерял прежнее имя и вроде бы всегда готов, получив по левой, подставить правую. Однако, если вычесть из спектакля многозначительные переливания из пустого в порожнее, когда мхатовские мухи на лету дохнут, остаток получается следующий: не желая, чтобы Консуэлла выходила за барона, смиренник Тот взял да и отравил ее. И сам заодно отравился. Для чего, зачем, почему? Чистый бред. Разве только по той причине, что в тихом омуте черти водятся...

     Театр сегодня -единственное место на территории нашего отечества, где катастрофа человеческого небытия избежала инфляции. Мы привыкли к статистике реальных смертей, но до сих пор содрогаемся, когда на сцене конкретный герой отдает Богу конкретную душу. Это бесценное качество. В интересах театра, чтобы мы сохранили его как можно дольше. А потому давленой клюквой злоупотреблять не стоит.
Вверх
Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



Сайт создан в системе uCoz