Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ Журнал "Дипломат", №37 (99), июль 2002г. Олег Торчинский

"Тревожная красота модерна".

     Свой 104-й сезон (2001—2002 годы) знаменитый МХАТ — Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова открыл премьерой — спектаклем по пьесе классика английской литературы ХХ века Сомерсета Моэма (1874—1965) «Священный огонь». Вопреки традициям МХАТ для постановки был приглашен режиссер со стороны — руководитель театра «Модернъ» Светлана Врагова.
     Пьесы Моэма (он написал их около тридцати) — занимательные, в меру драматичные, полные юмора и изящных иронических каламбуров, — охотно ставили театры Америки и Европы. В Советском Союзе многие годы не сходили со сцены его «Круг» и «Верная жена», а телефильм по роману «Театр» с Вией Артмане в главной роли имел шумный успех. «Священный огонь», написанный еще в 1929 году, никогда в нашей стране не ставился и на русский язык переведен впервые. Для Моэма пьеса нетипична: это психологический детектив из разряда «чисто английское убийство».
    …Летчик Морис Тэбрет (заслуженный артист Сергей Безруков), участник Первой мировой войны, искалечен в авиакатастрофе и навсегда прикован к инвалидной коляске. Он раздражителен, несчастен, тоскует по небу и чувствует себя обузой для окружающих. Отсюда его постоянные разговоры о нежелании жить. Но родные и друзья любят его. Они внимательны, выдержанны, воспитанны — короче, истинные леди и джентльмены. Их пятеро. Мать — величественная, мудрая, с достоинством несущая свой крест (народная артистка Ольга Барнет); жена — очаровательная Стелла (Екатерина Семенова); брат Колин (Егор Бероев); седовласый майор Ликонда, старый друг семьи (заслуженный артист Дмитрий Брусникин); доктор Харвестер (заслуженный артист Андрей Ильин). И есть еще шестая — выпадающая из аристократического круга «серая мышка» — нанятая сиделка Уэйленд (заслуженная артистка Евгения Добровольская), конфидентка летчика, может быть, тайно в него влюбленная. Именно она заварит весь сыр-бор…
     Итак, они собрались на день рождения Мориса. Все сдержанно веселы, говорят друг другу комплименты. Стелла даже «танцует» с мужем танго, осторожно поворачивая его коляску. Вечер обрывается очередной истерикой калеки. Тем не менее все ласково прощаются с ним, и сиделка увозит его в спальню. Наутро Мориса находят мертвым.
     На семейном совете решено ограничиться общим медицинским заключением о сердечном приступе. Но все карты путает «серая мышка»: надо звать полицию — кто-то «помог» больному. Снотворное, сверхдозу которого он получил, стояло на полке слишком высоко, куда сам он не мог дотянуться! Самодеятельное внутрисемейное следствие то и дело обнаруживает «скелеты в шкафу», скрываемые безупречными манерами персонажей. В частности, интимные отношения жены и брата — естественно, что их в первую очередь подозревает «злая» сиделка. Словесные дуэли в замкнутом пространстве держат зрителей в напряжении до последней минуты, хотя, внимательно проследив поведение персонажей, можно докопаться до истины.
     Старая пьеса так бы и осталась не более чем запоздалым приветом из 30-х годов ушедшего века, если бы не режиссерская работа. Светлана Врагова — мастер мощный и своевольный, умеющий даже в заурядной пьесе обнаружить вторые, а то и третьи смысловые пласты и придать ей такую философскую глубину, о которой не ведал сам автор. Верна себе она осталась и на этот раз. Сохраняя в неприкосновенности текст Моэма, она вводит балетно-мимические сцены, которые превращают добропорядочный холодноватый детектив в символистскую мистерию, а бытовую драму участника войны— в титаническую битву Человека с Роком, заставляя вспоминать полузабытые творения Леонида Андреева, Мориса Метерлинка, Станислава Пшибышевского, по которым сходили с ума люди эпохи модерна — начала ХХ века.
     Спектакль проходит в зрительном зале МХАТ, оформленном великим Федором Шехтелем в стиле ар-нуво, что само по себе создает необходимый настрой. Дух далекой эпохи передают декорации и костюмы народного художника СССР Валерия Левенталя: текучие линии орнаментов, украшающих огромные витражи, вычурный камин с тлеющими углями, старый граммофон с трубой на специальном столике, музыка Рихарда Вагнера и Войцеха Килара. Главный герой — уже не кислый, раздраженный калека, а Борец с Судьбой. В прологе он, паря в голубом просторе сцены, читает строки Антуана Сент-Экзюпери о зове неба, об упоении полетом. Два зловещих санитара укрощают его порыв: грубо усаживают в коляску, намертво пеленают ноги. Затемнение — и начинается собственно пьеса. Между первым и вторым актами пантомима смерти героя: в черноте ночи, прорезаемой светом молний, освобожденный уже от бренной плоти, он, выделывая немыслимые пируэты, уносится в глубину световой дорожки.
     …И, наконец, финал. Расставлены все точки над «i», ясно уже, что вместо злонамеренного убийства был акт любви и милосердия. Еще недавно ненавидимая всеми сиделка кидает последние реплики: «Доктор Харвестер, вы готовы подписать заключение?» — «Да». — «Подписывайте!». Стены особняка распахиваются, открывая огромную световую панораму «Острова мертвых», знаменитой картины швейцарского символиста Арнольда Бёклина. Репродукции ее в конце XIX — начале ХХ веков украшали каждую вторую квартиру в Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии, России. Под звуки Вагнера герой уходит туда, в Вечность. Как у Михаила Булгакова: «Он не заслужил Света, он заслужил Покой».
     …Так кто же все-таки помог ему уйти? Не скажу, чтобы не испортить удовольствия от прекрасного спектакля тем, кто захочет его посмотреть.

    Вверх

Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



бесплатная музыка mp3
Сайт создан в системе uCoz