Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ "Ведомости", 4 февраля 2002г. Елена Ковальская

"Модерн в Камергерском".
Чеховский МХАТ перестал удивлять количеством своих премьер - теперь в их совокупной массе все чаще стали появляться спектакли качественные. Например, "Священный огонь" Соммерсета Моэма в постановке Светланы Враговой.
     О том, что Олег Табаков предложил постановку Враговой, было известно задолго до премьеры. И можно было догадаться, почему в ряду прочих приглашенных режиссеров он сделал предложение именно ей - руководителю театра "Модернъ", расположившемуся на Спартаковской площади в здании старой хлебной биржи в стиле ар-нуво, и автору программного, если уж речь идет о модерне, спектакля "Катерина Ивановна" по пьесе Андреева. Но со всей очевидностью мотивы Табакова проявились на премьере.
     Если судить о Моэме по его романам, то пьесу написал вроде как и не Моэм. В ней нет ни легкой моэмовской иронии, ни его остроумия. Если отвлечься от Моэма, каким его знает большинство, и тем более от поставленного Враговой спектакля, то "Священный огонь" представляется неплохо сконструированным детективом. Вполне английским детективом, фигуранты которого - настоящие леди и джентльмены, и, хотя страсти им не чужды, они сильно приглушены нормами хорошего тона. Главный герой этого детектива - летчик, который пострадал в авиакатастрофе и теперь прикован к инвалидному креслу. В окружении парализованного летчика три пары персонажей: мать с ее старинным другом, доктор с сиделкой и брат с женой. Уточню: жена принадлежит летчику, но позже выясняется, что по крайней мере один раз она принадлежала и его брату, приехавшему ненадолго из какой-то колониальной страны и оставшемуся на целый год.

     Однажды утром летчика находят мертвым. Сиделка, долгие годы бывшая конфидентом больного, начинает расследование, и, естественно, подозрение падает на летчикову жену.
     Казалось бы, в сюжете и нужно искать мотивы выбора: чем не материал для кассового спектакля, будь он разыгран хорошими актерами, да еще и в элегантном салонном интерьере. МХАТ предложил режиссеру и саму пьесу, и достойных актеров. В главной роли пришедший в себя после беспредела, который он играет в антрепризах, Сергей Безруков. Рядом с ним Ольга Барнет в роли матери семейства, перешедшие в труппу МХАТа бывший моссоветовец Андрей Ильин (доктор) и бывшая "современница" Екатерина Семенова (жена) , Станислав Любшин, играющий в очередь с Дмитрием Брусникиным друга дома, и подрастающий для ролей роковых красавцев Егор Бероев. Актеры первого класса, пьеса кассовая - но почему руководить делом была выбрана Врагова, это не объясняет.
     Потому что Врагова не была бы Враговой, долго вынашивающей свои спектакли и нагружающей их всей своей интеллектуальной наличностью, если бы ее могло устроить грамотное разведение мизансцен. Главное, что в "Священном огне" подверглось ее режиссерской интерпретации, - это образ самого летчика. Раз уж он летчик, то у Враговой вырастает в фигуру не меньше, чем Экзюпери, с чьим текстом Сергей Безруков появляется на сцене. Если уж он храбрый летчик, то его гибель приобретает титанический масштаб. Пользуясь тем, что в сюжете фигурируют "Тристан и Изольда", Врагова озвучивает спектакль вагнеровскими контрапунктами и по-оперному обставляет финал. А если пуститься во все тяжкие, то можно добраться и до евангельского сюжета: после некоторого размышления и для этого в спектакле можно найти подтверждение.
     Как бы то ни было, в умелых руках "Священный огонь" превратился в символистскую драму, к которой у Враговой есть вкус. Если не утруждать себя - а никто же не неволит, - то все ее интерпретаторские жесты можно рассматривать как затейливый декор для детектива. И тогда становятся прозрачными намерения мхатовского худрука: все эти символичные сочетания белого и черного в костюмах, полупрозрачные, словно из рисовой бумаги, ширмы, по которым гуляют таинственные тени (художник Валерий Левенталь) , завихряющиеся световые блики, напоминающие об ангельских сонмах Густава Доре, колокольные звоны, ориентальные намеки, колдовские пассы, воздетые женские руки - все то, чего и следовало ожидать от Враговой, на диво хорошо смотрится в раме шехтелевского ар-нуво.

 Вверх

Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



курсы фотошопа
Сайт создан в системе uCoz