Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ "Вечерняя Москва", 10 января 2001г. Ольга Фукс

"Чувства и чувствительность".

Л. Украинка. «Лесная песня». Реж. Р. Козак. МХАТ им. Чехова

     Чеховский МХАТ показал первую премьеру табаковского периода («Сирано де Бержерак», начатый Олегом Ефремовым, доделанный при Олеге Табакове, был мостиком между периодами). В первый месяц тысячелетия театр, который сегодня обречен на повышенное внимание, выпустит сразу три премьеры. Стартовали «Лесной песней» Леси Украинки в постановке Романа Козака. Романтическая драма-сказка одного из главных украинских классиков оставила ощущение свежести. Свежие формы, свежие силы (только что влившийся в труппу курс Школы-студии МХАТа), свежее мастерство, еще почти не отделимое от робости и неуверенности, еще не обросшее матерым профессионализмом. Новый худрук, тихонько примостившийся в заднем ряду, смотрел на происходящее без улыбки, но и без уныния.
     Лесе Украинке «Лесная песня» доставила максимум страхов, страданий (самых натуральных — физических), вдохновения и радости. Поэтесса боялась насмешек над «старомодной романтикой» самого любимого своего произведения. Боялась, что, попав на сцену, «Песня» из мечты превратится в бутафорию. А после писала сестре, что «Песню», кажется, признали ее шедевром.
     Сказка густо населена русалками, водяными, мавками, перелесниками и куцами (что-то вроде лесных фей и духов), что давало поверхностный повод усмотреть в «Лесной песне» влияние Гоголя (тоже украинца и тоже по молодости любителя всякой потусторонней нечисти). Хотя, если что сказка и напоминает по тональности, так это «Снегурочку» Островского. Лесная дикарка-мавка (Виктория Исакова) полюбила земного парня Лукаша (Андрей Финягин), а вместе с любовью обрела душу. Лукаш же смалодушничал, променял свою мавку на земную вдовушку, да не пережил подмены. Бессмертная мавка, погибнув, проросла вербой, а безутешный Лукаш умер у ее корней.
     Сто лет назад Художественный театр сделал подлинность и натурализм главным принципом оформления спектаклей. Сегодня — если судить по «Сирано» и «Лесной песне» — декорация здесь становится поэтической метафорой, самодостаточным знаком. Роман Козак (не только постановщик, но и автор сценографии) превратил божье творение — лес — в богемный уголок художников и музыкантов: человек творящий подобен Творцу. Старый дуб у него обернулся контрабасом, поваленное бревно стало флейтой, домик Лукаша — задником пианино, заросли тростника и камыша — кистями и микрофонами, а лесное озеро — перевернутым барабаном. Хотя вода в озере самая настоящая, зрители первого ряда уйдут основательно обрызганными. Ибо плеска, блеска, хохота, объятий, пряток, чувственности и раскованной весенней энергии в «Лесной песне» предостаточно. Не говоря уже о самих песнях, ибо украинский колорит без «писенек» невозможен. Оригинальные композиции Владимира Назарова позволяют актерам немножко спародировать нашу эстраду от Софии Ротару до «Блестящих», определить жанр спектакля как музыкальный. И даже вспомнить опыты знаменитого на весь мир ансамбля Дмитрия Покровского по поиску синтеза между фольклором и джазом. Сравнение хоть и натянутое, но уж больно просится, так как песни в «Лесной песне» — тоже синтез почти рэповых ритмов, стилизованных под народные мелодий, и психоделической аранжировки. И уж точно заслуживают выпуска отдельного саундтрека.

     А если говорить об актерских удачах, то тут стоит сказать о взрывной «тарзаньей» пластике Александра Арсентьева (Перелестник), диковатой пугливой страсти Виктории Исаковой (Мавка), удалой малоросской сочности Юлии Чебаковой (мать Лукаша) и уютной органике Александра Семчева, рекламирующего на ТВ пиво «Толстяк» (дядя Лев).
     Словом, если использовать название знаменитого фильма «Чувства и чувствительность», можно сказать, что с чувствительностью у исполнителей «Лесной песни» все в порядке. С чувствами, их зрелостью, полнотой и способностью заразить ими зал, прямо скажем, сложнее. А так — стильно, красиво, изобретательно, энергично и в маленьком пространстве Новой сцены смотрится очень даже неплохо. Сегодня же на основной сцене — премьера «Венецианского антиквара» Гольдони. И это уже будет испытание посерьезней.
 
Вверх
Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.



Кожаная куртка.
Сайт создан в системе uCoz