Баннер "Архив статей о Егоре Бероеве"




Карта сайта

@ "Total Film", № 3 (12), март 2005г. Андрей Подшибякин

"Фандорин. Эраст Фандорин".

Несколько вялых театральных постановок не в счет. Давно забытый всеми телесериал? Не смешите. Поль Верхувен занимается чем угодно, кроме давно обещанной экранизации зазеля"... Тем временем Джаник Файзиев снял а] практически идеальную экранизацию Бориса Акунина и б] вероятно, главное российскоподданное зрелище года. Тоtal Film начинает расследование...

 
     Как во всяком пристойном детективе, головоломка начала складываться постепенно. Сначала, еще осенью, в лондонском книжном храме Waterstones Total Film наткнулся на богато изданный "хардкавер" с заголовком Turkish Gambit. Книга лежала в разделе "Soon to become motion picture..." Совпадение (скорее всего, имели в виду как раз Верхувена), но в детективах все совпадения ближе к финалу становятся уликами. Потом был крошечный, по всем правилам, тизер-трейлер: достаточно, чтобы перехватило дыхание, но почти невозможно ничего разглядеть. В январе — уже полноценный трейлер, смонтированный, да простят нас причастные к процессу, с некоторой даже брукхаймеровской удалью. Злющая картечь, колотящаяся внутри снаряда. Страшные взрывы, от которых хочется уже спрятаться куда-нибудь под кресло. Батальная сцена — и впервые за долгое время это словосочетание не хочется закавычивать. Наконец, вид на битву "от лица" пикирующего снаряда. Все, это удар милосердия.
     Акунинским поклонникам — коих за последние лет пять неожиданно образовалось едва ли не столько же, сколько у гражданок Донцовой и Марининой, — впрочем, стоит совершить японскую дыхательную гимнастику и расслабиться. "Этот фильм вообще не для них, — уверяет режиссер Джаник Файзиев, с которым Total Film встретился за месяц до премьеры. — Это просто развлекательное кино, action-adventure, многофигурный романтический детектив. Он очень сложен как предмет для создания драматургического повода; немного сумбурный, потому что там гигантский круг подозреваемых и он таким долгое время и остается". И то сказать: до "Коронации" (предпоследнего на сегодняшний день тома "фандорианы") фандоринские приключения были исполнены в формате субжанровой стилизации: "Азазель" — конспирологический детектив, "Левиафан" — герметичный оммаж Агате Кристи и т.п. "Турецкий гамбит" — геополитический детектив о Русско-турецкой войне. Крепкий орешек. "Это была самая масштабная из неизвестных войн в российской истории, — говорит Файзиев. — Мы, конечно, не Голливуд и многого себе позволить не можем — выручало то, что большая часть действия происходит в тылу, мы ловим шпиона. Как и положено шпиону, он — там, где принимаются решения. Мы пытались создать ощущение грандиозного события, на фоне которого разворачивается драма". Ко всему прочему, у фильма отличная от акунинской развязка: во-первых, великая смелость. Во-вторых, идти в кино все-таки придется: интересно. Просто по-человечески интересно. Остается только надеяться, что Фандорин будет хотя бы живым — в отличие от героя Уиллиса в "Шестом чувстве".
     Total Film обращает внимание, что, рассказывая о фильме, Джаник всегда использует местоимение "мы". "У нас, во-первых, была группа замечательных каскадеров. Во-вторых, был фантастический специалист по работе с пиротехникой, который создавал невероятные взрывы... Одним из которых меня ранило. Была забавная история: мы снимали взрыв — и вдруг меня что-то кольнуло в ногу. Когда через полтора месяца рана не зажила, я пришел к доктору и из меня вытащили осколок". Потом на этапе пост-продукции использовались уже компьютеры. "Я хочу, чтобы зритель, посмотрев "Гамбит", сказал бы: "А где у вас тут, вообще, спецэффекты?!" Там люди не превращаются из носорогов в медвежат, никто не проходит сквозь стену и ничего ни у кого не вырастает — идет нормальная жизнь". Угадать спецэффект, конечно, будет можно — за вычетом очевидных вещей вроде внутренностей летящего снаряда в фильме есть общий план Плевны, при виде которого нужно держать руками нижнюю челюсть.
     "Вы знаете, в этом фильме мы придумали гигантское количество технологий, — рассказывает Файзиев. — Например, старая добрая техника съемки взрывов рядом с людьми: актеры замирают в нужных позах, потом на их место ставятся манекены и подрываются настоящим тротилом. До определенного времени это работало... Мы делали и так, и по-другому, и по-всякому. Компьютерная графика, саунд-дизайн — всего этого в стране нет. Все это нужно, по сути, изобретать заново. Или вот еще: нам нужно было, чтобы тысяча солдат в едином порыве сделали вот так: "Оооо!..." Такой негромкий звук, хором — что-то подобное иногда можно услышать на стадионе. Как это сделать?.. А мне на студии говорят: "Со времен Сергея Федоровича (Бондарчука) никто таких вопросов не задавал!" С одной стороны, приятно, конечно, а с другой — страшно: а как нам быть-то?.." В конце концов, придумали: перезаписывали, сэмплировали, воспроизводили, снова сэмплировали; результат — уже в кинотеатрах рядом с вами.
Total Film не отказывает себе в удовольствии рассказать Джанику, как из сходного положения вышел Питер Джексон: явился с мегафоном на стадион и попросил тридцать тысяч болельщиков топать ногами и изображать урук-хаев. Файзиев улыбается.
     Снимая сегодня кино, нужно понимать, что все уже было — и уже, основываясь на этом понимании, решать, как себя вести: делать вид, что ничего не происходит, или сознательно оперировать цитатами. В "Ночном дозоре", к примеру, Total Film насчитал добрых полтора десятка как осознанных, так, наверное, и спонтанных кивков в сторону "Людей в черном", "Блейда", "Матрицы" и Бог знает чего еще. Но там понятно, там контекст — городское фэнтези. "Турецкий гамбит" — единственный сопоставимый по масштабам кинопроект последнего полугода (тоже, кстати, производимый Первым каналом), живет совершенно в другой системе координат. Что будем цитировать? "Здесь мы оказались в интересной ситуации: картина получилась не просто полижанровой, — объясняет Джаник, — а я вообще даже не знаю, как ее назвать. В ней сочетаются эксцентрика, романтика, масштаб, трагедия и так далее. Кто-то на этапе чернового монтажа сказал, что получаются этакие "Унесенные ветром". Total Film хмыкает синхронно с режиссером. "В любом случае, если говорить о заимствованиях или аналогах, то это — большой голливудский стиль". Иначе говоря, то, что в индустриальной библии Varietu именуется емким словосочетанием "period drama".
     Главный элемент упомянутого Файзиевым большого стиля — селебрити-культура, лица на постерах. В России по ряду причин ничего подобного нет и в ближайшее время не предвидится: билеты в кино вам продадут скорее Лукьяненко и Акунин, чем, при всем к ним уважении, Хабенский, Бероев и даже чудесная Ольга Красько. Хорошо это или плохо — дело тридесятое. Значение имеет только то, что в отечественном кинопроизводстве отсутствует такой важный инструмент, как star power. Файзиев объясняет: ы при всем желании не найдете актера, который гарантированно сделает кассу. Это, кстати, общеевропейская особенность: я говорил со своим коллегой, и он меня уверил, что даже во Франции одного имени Алена Делона или Жерара Депардье на афише будет недостаточно. Вот просто в сторону реплика: мне страшно нравится фильм "Пираты Карибского моря", и недавно мне попали в руки его раскадровки. Художник нарисовал, как должен выглядеть Джек Воробей. И я вдруг понял, что Джонни Депп на эту роль не подходит вообще!.. Там был такой тип... Не знаю, с кем его сравнить... Похожий на молодого Харрисона Форда с усами — такой молодцеватый, туповатый парень. Когда я увидел Джонни Деппа... он виртуоз, конечно, но сыграл кого угодно, кроме капитана пиратов".
     Исполнительница роли Варвары Ольга Красько, с которой Total Film встречался несколькими днями ранее, за все время интервью лишь единожды просияла — как раз когда речь зашла о режиссерских методах Файзиева. "У меня нет стратегии работы с актерами, потому что с каждым человеком нужно взаимодействовать по-разному. Например, Володя Ильин — из той категории людей, которым нужно дать сыграть все варианты, которые у них рождаются. Он порой предлагает вещи взаимно противоречивые, и я просто говорю ему — давай. Потом он сам отметает все лишнее. С Егором (Бероевым) нужно разговаривать: он из тех актеров, кому нужно досконально знать, что он делает. С Балуевым, например, достаточно было штрихами показать, куда двигаться".
    
Total Film искренне считает, что противопоставление "массового" и "интеллектуального" кино, "высоких" и "низких" жанров — занятие по-человечески отвратительное и малоперспективное. Мешает ли Спилбергу быть великим режиссером то, что он ни разу не снял черно-белого разговорного фильма о том, как ковбои-геи едят пудинг?.. Если вы считаете, что все-таки мешает, лучше срочно закрыть этот журнал. "Есть очень простой критерий, — уверяет Джаник Файзиев, — будут это смотреть миллионы людей или не будут". В случае с "Гамбитом", несомненно, будут: Первый канал позаботится об этом всей своей левиафаньей мощью. Неизбежное появление сериала пока не афишируется; режиссер уверяет, что "Гамбит" снимался сразу как кино. "Но вообще, многообразие форм взаимодействия кино и телевидения поразительно, причем все эти формы — отдельные, самостоятельные продукты". То, что Джаник говорит о своем детище в продуктовых и — чего уж там — маркетинговых категориях, не случайно: на его визитке указана должность "Руководитель дирекции кинопроизводства, Первый канал". Файзиев отметает потенциальные противоречия "рассудочного" продюсерского и "эмоционального" режиссерского подходов: "Это очень стереотипная точка зрения! Сколько людей, столько и вариантов: некоторые режиссеры вообще считают ниже своего достоинства обсуждать нужное им количество массовки... Что касается меня, то я так вырос, так сформировался; первые фильмы я снимал, держа в одной руке секундомер (чтобы не снять лишнего — пленка была дорогая, а я был бедный студент), а в другой — калькулятор".
     Под занавес
Total Film решает проверить одну свою догадку относительно так называемого hit&miss ratio: дело в том, что даже в голливудском кинопроизводстве успех фильма просчитать невозможно; зрители могут повалить на "слипер-хит" вроде "Форсажа" или наглухо проигнорировать казавшегося беспроигрышным "Халка". Поэтому студии заранее готовы к тому, что некоторая часть многомиллионных инвестиций отправится псу под хвост — зато, может быть, получится наверстать другими проектами. Так вот, любопытно, просчитываемы ли такие ситуации в принципе — и особенно в условиях волатильного отечественного массового кино (которого, вообще говоря, почти нет), где каждый miss может стать последним? "Есть технологии рассчетов, — говорит Джаник. — В основном они строятся на прецедентах. Вы можете сравнить аналогичные проекты по опорным точкам, но... Вообще, вы правы: просчитать все невозможно. Даже Голливуд старается не вкладываться ни во что радикально новое".
     Законы жанра соблюдены до последней запятой: на момент нашего разговора последняя страница ждет своей очереди быть перевернутой. Посмотреть "Турецкий гамбит" нет никакой возможности — фильм пребывает в разобранном виде. Каждое слово может оказаться правдой. Вариант: все может оказаться не тем, чем кажется.

  
Вверх
Биография  Телевидение Спектакли Афиша Фото Пресса Общение Обои Баннеры Ссылки

 © Egorberoev. E-mail: spm111@yandex.ru
Только с письменного разрешения администратора возможно частичное или полное копирование материалов сайта.

Сайт создан в системе uCoz