 |
@
Газета "Советская Сибирь", 25 февраля
2005г. Никита Надточий |
|
"Турецкий демарш Акунина". |
|
Егор Бероев был
юн, свеж и розовощёк, приятно «светил» на
журналистов умильно не раздражающей звездностью.
Ольга Красько сияла женственностью и хрупкостью.
Почти не верилось, что всего полчаса назад, до
пресс-конференции, эти двое были «героем» и
«героиней». В стремительно пронесшихся кадрах
знойно-приключенческого действа на экране
кинотеатра имени Маяковского, у входа в который
покачивались на зимнем ветру несколько рядов
подсолнухов, а в холле зрителей встречали
граждане в турецких национальных костюмах. Весь
этот «перфоманс» складывался в одно целое: в
Новосибирске, как и по всей России, 21 февраля
стартовал «Турецкий гамбит». |
Всегда с уважением
относился к кабинетному проекту господина
Чхартишвили под названием «Акунин». Небывалый
успех этой игры в жанры, наверное, не раз
позволил ее инициатору усмехнуться в кулак,
шурша тапочками, по маршруту «письменный стол —
кухня». А тут еще звонит в дверь и заходит в
гости прилично одетый мужчина и говорит: «А
давайте снимем кино? Вы только книгу в сценарий
переделайте, а я пока все организую». Человек в
тапочках усмехается снова, но сценарий пишет. А
визитер на самом деле находит режиссера, деньги,
организует все-все, заезжает за сценарием, и вот
он — проект «Турецкий гамбит». |
Обозначить этот фильм
как-то конкретнее, действительно, сложно: сами
создатели,
в том числе и режиссер Джаник Файзиев,
неоднократно заявляли, что «Гамбит» — попытка
создать новый жанр. Разумеется, «танцевать» в
подобной многоплановости пришлось от самой
книги. Сыщик Эраст Фандорин (Егор Бероев)
оказывается в центре событий русско-турецкой
войны, пытаясь развеять хитрые козни
Анвара-эфенди, секретаря султана Абдул-Гамида.
Случайная «фронтовая спутница» Эраста — Варвара
(Ольга Красько) как помогает ему распутывать
текущие задачки, так и с женской
непосредственностью, не ведая, что творит,
создает все новые и новые проблемы на свою и
фандоринскую голову...
Полный набор: детектив, война, любовь. Наибольшей
удачей режиссера можно считать «живое дыхание»
антигероя Анвара-эфенди, при полном его
отсутствии до самого конца фильма, когда этот
безликий злодей, беспрепятственно действующий в
самом сердце русского штаба, наконец вычислен.
Интрига чудесно держится на этом заочном
поединке Фандорина с тенью неизвестного.
Вполне же материальными персонажами фильм оказывается
перегружен. Александр Балуев, Дмитрий Певцов,
Владимир Ильин, Марат Башаров, Алексей Гуськов,
Даниэль Ольбрыхский, Александр Лыков… Когда же в
кадре появляется еще и Валдис Пельш,
происходящее на экране уже спокойно скатывается
в китч. Актеры, великолепные вообще и в данной
истории в частности, просто пропадают от
«тесноты»: за приходящиеся в результате на
каждого из них по паре минут экранного времени
просто невозможно даже наметить рельефный образ.
И, по сути, фильм играют трое: Бероев, Красько и Гоша
Куценко. Егор великолепно аутентичен в зное
полевых действий — этакий Печорин на новый лад:
ум, тоска в глазах, мужское бесстрашие, да
только еще и «активная жизненная позиция».
Варвара Ольги Красько — легка и женственна. Она
— необходимый ориентир человечности в жестоких
играх окружающих ее мужчин. И эту свою роль
«вечного дыхания весны» Ольга исполнила
безупречно. |
Отдельное слово о Гоше
Куценко. При том, что вся картина крутится
вокруг русско-турецкой войны, настоящий турок в
фильме один — Исмаил-бей в исполнении Гоши. Он
умен, коварен, патриотичен и бесстрашен. Куценко
вырос из колоритного фактурного бандита,
размноженного им в дюжине фильмов, до образа
Всеобъемлющего Противника Русских Войск. И в те
моменты (а роль у Гоши второго или, точнее,
третьего плана), когда он в кадре, забываешь
напрочь, что этот человек вообще-то вполне
хорошо может говорить по-русски, и что для него
любовь к родине — Турции — всего лишь установка
режиссера.
«Турецкий гамбит» — кино, безусловно, зрелищное.
Солнечная природа Болгарии, костюмы, реквизит,
спецэффекты, занимающие в фильме 38 минут
экранного времени. И при всей масштабности, как
и в случае с актерами, «Гамбит» кажется немного
перегруженным всем этим. Возникает ощущение не
полновесно нанизанных на общую штангу «блинов»,
а чего-то мощного, но разрозненного. Лица,
картинка, оцифрованные батальные сцены…
Заявленная «в регламент» любовная линия
Фандорина и Варвары уже не лезет ни в
зрительскую душу, ни в полотно фильма.
Но это уже вопросы к постановщику, который на
пресс-конференцию не прибыл. Видимо, отчасти
поэтому все вопросы посерьезней повисли в
воздухе за неимением объекта — режиссера Джаника
Файзиева. А представших перед журналистами Егора
Бероева и Ольгу Красько терзали вопросами типа
«Праздник ли для вас 23 февраля?» и «Егор,
говорят, вы поранились во время съемок?». А
может, сказалась «оглушенность» увиденным:
масштабность «Гамбита» с одновременной его
скомканностью... (Как если бы «Войну и мир»
загнать в двухчасовые рамки, получилось бы,
наверное, следующее: «Дубину народной войны
никто не брал?.. Ах, князь Андрей! Зачем вам?..
Наташа, не ваше это дело... Ах, Анатоль!.. Ах,
Пьер!..»)
Безусловно, как проект фильм «Турецкий гамбит» —
богат и интересен. И, возможно, «страна
победившего арт-хауса», как говорят о России в
плане кино, еще просто не привыкла к
отечественным блокбастерам, если уместно так
называть этот фильм, вспоминая колумбову задачу
создателей «нового жанра». Который, как
оказывается на поверку, следует определить давно
известным словосочетанием — качественное
коммерческое кино.
|

|