 |
@
"Время
новостей, №28, 18 февраля
2005г. Станислав Ф. Ростоцкий |
|
"Фишки все заранее стоят".
Прошла премьера «Турецкого
гамбита»
|
|
Экранизация второго по счету
романа Бориса Акунина о
приключениях Эраста Фандорина выйдет в России
рекордным количеством копий:
22 февраля картина
стартует
в отечественном прокате 364
копиями - то есть «Турецкий
гамбит» можно будет
посмотреть практически в
каждом из существующих
сейчас в стране приличных
кинотеатров (предыдущий
рекорд - 348 копий - принадлежал «Александру»
Оливера Стоуна).
Предполагается, что картину Джаника Файзиева, как и
предыдущий кинопроект
«Первого канала» - «Ночной
дозор», увидит каждый
сознательный россиянин. Тем
более что в данном случае
предлагается не смутившая
многих мистика и
кровопийство, а вполне
духоподъемный и
патриотический сюжет времен
Русско-турецкой войны 1877
года. Это достойно само по
себе и выглядит тем более
героически, если вспомнить,
что обратившись к
историческому сюжету,
создатели картины лишили
себя возможности насытить
свое творение неизменным на
сегодняшний день product
placement - даже несмотря
на то, что действие фильма
совпадает по времени с
изобретением Александром
Беллом телефонного аппарата,
никто из героев «Гамбита» и
не заикается о каких-нибудь
наиболее выгодных тарифах
или чем-то подобном. Бал
правит чистой воды
исторический детектив. |
Фандорин (Егор Бероев), пока
еще титулярный советник и в
настоящий момент молодой
сербский волонтер, сбежавший
из турецкого плена,
подвизается при главштабе
русского командования. Перед
побегом Эраст Петрович успел
выведать множество важных
вражеских тайн. Во-первых,
он знает, что корпус Осман-Паши в хитром
фланговом маневре движется к
ничего не подозревающей
Плевне. Во-вторых - что в
ставку к русским с секретной
миссией направлен хитроумный
секретарь султана Абдул-Гамида, некто Анвар
- обладатель дьявольского ума,
вполне европейской внешности
и запоминающихся очков с
синими стеклами.
Единственной, пожалуй,
детали, по которой Фандорин
может опознать диверсанта
среди пестрой компании,
сгрудившейся вокруг русской
ставки и журналистского
клуба, где обозревают театр
военных действий репортеры
со всего света. После того,
как секретная шифровка ушла
из штаба с роковыми
погрешностями, и вместо
того, чтобы отправиться на
защиту Плевны, русские
войска ушли в Никополь,
которому в тот момент никто
не угрожал, Фандорин
понимает: Анвар уже здесь, и
он начал действовать. Но кто
он? Под подозрение подпадают
практически все - кроме
разве что прибывшего в
окрестности Плевны
государя-императора, а также
(да и то исключительно из-за
того, что Эраст Петрович
абсолютно уверен в половой
принадлежности Анвара)
барышни Варвары Суворовой
(Ольга Красько), которую Фандорин спас от
башибузуков, когда она
пробиралась в расположение
русских к своему жениху.
«Это вам не Майн Рид!» - наставительно поучает Фандорин девушку, даже не
подозревая, что совсем скоро
они будут вовлечены в череду
происшествий, по сравнению с
которым померкнут все
«Всадники без головы» вместе
взятые. В детективную
интригу оказываются втянуты
все новые и новые персонажи,
которых -- временами не без
успеха - изображают
Александр Балуев и Дмитрий
Певцов, Алексей Гуськов и
Владимир Ильин, Сергей Газаров и Анатолий Кузнецов,
Даниэль Ольбрыхский и Дидье
Бьенем. Красота, да и
только, во всяком случае
такого количества людей с
усами наш экран не видывал,
кажется, со времен «Трех
мушкетеров». Правда, многие
из блистательных усачей явно
пострадали при окончательном
монтаже (фильм первоначально
задумывался как телесериал)
и потому порой успевают
появиться на экране более
чем мимолетно. |
Читавшим Акунина стоит
приготовиться к
неожиданностям: в конце
концов искомым агентом
оказывается вовсе не тот
человек, что в романе.
Однако если «Турецкий
гамбит» будут смотреть, то
не только и не столько из-за
сюжета. Рекламным роликом
были обещаны всевозможные
компьютерные эффекты и
визуальные вкусности,
знакомые в основном по
заокеанским аналогам, вроде
пролета управляемого фугаса
в самую гущу марширующих
колонн (как в «Перл-Харборе»),
полета на воздушном шаре
(как в «80 днях вокруг
света»), много-много
скачущих всадников (как в
любом эпическом вестерне) и,
наконец, явления Гоши Куценко с саблей наголо в
роли бравого турецкого
офицера (которое по смелости
решения может сравниться
разве что с бенефисом Телли Саваласа в роли русского
казака из стародавнего
«Ужаса в Транссибирском
экспрессе»). Все посулы были
выполнены с лихвой, за
исключением, пожалуй,
последнего: Куценко в кадре
непростительно мало. Хотя
одна только его красная
феска может поспорить по
выразительности с иным
спецэффектом. Если же
выискивать отечественные
аналогии, то «Турецкий
гамбит» заставляет (с разной
степенью сближения)
вспомнить и о кинобаталиях
Сергея Бондарчука, и о
«Сибирском цирюльнике»
(мысли о нем навевает
монструозный самоходный
аппарат, сконструированный
инженером Гридневым,
которого играет снимавшийся
в «Цирюльнике» Марат Башаров),
да, кстати, и о «Ночном
дозоре» (хотя бы жужжанием
мух, которые сопровождают
появление из сумрака банды
башибузуков). Особенно
занятно вышло с музыкой:
несмотря на то что на афишах
черным по белому указано
«музыка Горана Бреговича», в
фильме звучит всего одна его
композиция, причем
написанная некогда совсем
для другого фильма -
«Времени цыган» Эмира Кустурицы. А в качестве эксклюзива на финальных
титрах исполняется
совершенно ни в какие ворота
не лезущая и предельно
неуместная в данном случае
песня отличной в принципе
группы «Ногу свело» - если
подобный фортель с
комическим рэпом от «Умытурман»
в финале «Дозора» был
оправдан общей залихватской
эклектикой, то здесь
героико-комические куплеты
Максима Покровского выглядят
диковато. |
В целом же фильм
представляет собой продукт
вполне качественный и ладный
(даже по сравнению с тем же
«Дозором», который при всех
плюсах грешил некоторой трудноформулируемой, но
очевидной неряшливостью),
целиком отвечающий нынешним
представлениям о том, как
должен выглядеть нормальный
российский блокбастер. А
главное из этих
представлений, похоже, до
сих пор заключается в том,
что кино такого рода не
должно ни в чем отличаться
от своих западных собратьев.
«Гамбит» и не отличается.
Так что оценивать его можно
по гамбургскому счету, точно
с таких же позиций, что и
снятые в Голливуде
исторические приключения
подобного разлива. Глаз
«Гамбит» радует не меньше,
чем какие-нибудь «Четыре
пера», уму и сердцу дает
приблизительно столько же.
Если переходить на школьную
систему оценок, то - тройка. Но птица. Или скорее
- птица. Но тройка. |
|

|